Скоро уж тридцать лет пройдет с того времени, когда в 1988 году, еще в СССР, начальник Волгоградского управления народного образования Игорь Тимофеевич Зайцев, держа в руках статистические отчеты, сделал обескураживающее открытие, которое он приравнял к «катастрофе»: в сельских школах Волгоградской области стремительно сокращается количество учителей-мужчин. Проблема для нашего образования, конечно, не новая, но в те далекие времена Волгоградский обком партии не без оснований решил, что деятельность школ, осуществляемая только женщинами, не может охватить все стороны воспитания подрастающего поколения, необходимые государству. Однако что делать?
В каждом районе Волгограда есть своя школа-интернат. Был такой и в Тракторозаводском районе. И был директор этого интерната, который жил не только педагогикой, но и проблемами государственного масштаба, - Федор Федорович Слипченко. «Берусь создать на базе своей школы-интерната лицей наподобие Царскосельского, в котором буду готовить сельскую учительскую элиту из сыновей механизаторов и доярок поселков и хуторов всей области!» - заявил он и, к счастью, был услышан. Правда, слово «лицей» в советские времена воспринималось как отголосок нежелательного прошлого, поэтому юноши из сельской местности области стали жить и учиться в экспериментальной Волгоградской областной специализированной средней школе-интернате педагогического профиля.
А задача была сложнейшая - создать уникальное образовательное учреждение, в котором наряду со знаниями, позволяющими успешно продолжать образование в высших учебных заведениях, приоритетным считалось воспитание патриотов - достойных граждан страны, готовых к профессионально-педагогической деятельности и защите Отечества.
Со дня основания Волгоградского лицея имени Ф.Ф.Слипченко изменилось многое. Нет больше СССР, страну потрясали политические, экономические, образовательные реформы и кризисы, на смену ХХ веку пришел ХХI - можно сказать, сменилась целая эпоха, но лицей остался. Он живет и работает и в наши дни, потому что необходим сельским мальчишкам, потому что неизменной остается потребность государства в том, чтобы они воспитывались в любви к своей Родине и, если потребуется, в трудный час могли ее защитить.

Единственный в своем роде
Трудно найти еще одно такое учебное заведение, которое, как лицей, было бы напрямую нацелено на решение государственной задачи - «воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», как сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, утвержденной в 2014 году и словно списанной с устава Волгоградского лицея.
На окраине Тракторозаводского района, прямо на берегу Волги, там, где в 1942 году горела и содрогалась от взрывов земля, расположено необычное заведение: за решеткой ограды между трехэтажными домами виден настоящий танк «ИС» и зенитное орудие времен Великой Отечественной войны, по тщательно выметенным дорожкам среди лиственной и хвойной зелени ходят люди в военной камуфляжной форме. Во всем - дисциплина, строгость, сохраняемый изо дня в день распорядок. Случайный прохожий обязательно поинтересуется у охранника возле ворот - уж не военная ли часть? И действительно, первое впечатление от лицея противоречивое: с одной стороны, гражданское учреждение, готовящее учителей для всей области, с другой - форменное военное училище. Вот такое неповторимое учебное заведение!
Живут здесь 350 деревенских мальчишек с седьмого по одиннадцатый класс, живут постоянно, в родительский дом - только на каникулах и по воскресеньям, и еще если приедут родственники и заберут в гости.
«Мужская школа» - это четыре корпуса, один учебный, два - спальных, соединенных между собой столовой, и прекрасный спортивный многофункциональный комплекс. Рядом - фруктовый сад, посаженный лицеистами на бывшем пустыре. Кроме того, для занятий спортом - малый спортзал в школьном корпусе, два футбольных поля, две баскетбольные и волейбольные площадки, гимнастический городок, полоса препятствий, зал спортивной борьбы, тренажерный зал. И все это никогда в течение дня не пустует. Не удивительно, что из маленьких, тоненьких семиклашек за пять лет вырастают подтянутые, стройные юноши с легкой походкой, чеканным шагом подходящие к вам поздороваться, даже если видят вас в первый раз.

Законы лицейского братства
Конечно, поначалу трудно: никто из лицеистов до поступления в лицей постель по военному образцу не заправлял, полы не мыл, форму не гладил, за порядком в личной тумбочке не следил и в шесть часов на зарядку (голый торс в любую погоду!) не вставал. А здесь без этого нельзя - коллектив обязывает. На территорию с метлой, когда твоя очередь, товарища не пошлешь, лучше, если сам в его очередь пойдешь, потому что здесь главное - отношения, потому что всякий поступок определяется законами лицейского братства, с которыми жить тебе долгие пять лет, а может - и всю жизнь.
После зарядки - личная гигиена, уборка помещений, подготовка к занятиям. Строем на завтрак. После завтрака - общешкольная линейка: приветствие директора, поднятие флага России, государственный гимн, который поют все, общий лицейский хор слышен каждое утро во всем Нижнем поселке Тракторного завода. Жители знают - начинается рабочий день.
Уроки до трех часов дня с перерывами на второй завтрак и на обед. Обычные общеобразовательные предметы соседствуют с дополнительными - основы военной службы, теория и методика воспитательной работы, краеведение, хор, художественная и театральная студии. Учителя лицея прекрасно знают, что лицеист должен на уроке освоить весь необходимый материал, потому что рассчитывать на репетиторов не приходится. Лицеисты к репетиторам не ходят. Поэтому лицей ни на кого не перекладывает свою ответственность за то, как его ученики сдадут экзамены.
На переменах никакой беготни и никакого шума. Настоящих мужчин без дисциплины и самодисциплины не бывает. Движения хватает в послеурочное время - занятия по интересам и спортивные секции у каждого расписаны до полдника, после него - самоподготовка к урокам следующего дня в классах, включающая работу с компьютером, в остальное время он под запретом. После ужина - личное время: здесь и душ, и стирка, и другие хозяйственные работы по самообслуживанию. Здесь же - время для чтения. Спальни - комнаты казарменного типа на 10‑12 человек. Шкафы для одежды, где хранится парадная форма лицеистов - темно-синие костюмы, которые одеваются по праздникам, которых в лицее много.
Строгий лицейский распорядок, напоминающий армию, учит четкости, распределению времени, не дает расслабляться и воспитывает силу воли, характер. Именно это и нравится большинству лицеистов, считающих, что «здесь становишься серьезнее и сам себя настраиваешь, сам понимаешь, что это все нужно прежде всего тебе самому, не учителям, не родителям, а тебе».
Лицей живет по законам, выработанным еще Федором Слипченко. Помимо того что лицей как особое учреждение имеет свою символику - знамя, знак, гимн, форму, главное в нем - сформулированные в Кодексе чести лицейского братства ценностные ориентиры. С этими основополагающими правилами лицеистов знакомят с самого начала их пребывания здесь:
- первый принцип - «Лицеист должен быть здоров и бодр»;
- второй - «Лицеист должен быть трудолюбив и скромен»;
- третий - «Лицеист должен настойчиво, по-мужски добывать знания»;
- четвертый - «Лицеист должен быть дисциплинирован, вежлив, законопослушен»;
- пятый - «Лицеист должен быть патриотом своей Родины».
Девиз лицея - «Родина. Долг. Честь» - не просто слова, а жизненное правило каждого, выросшего в его стенах. Центром патриотического воспитания является Музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев, занимающий весь третий этаж учебного здания лицея. Три тысячи документов, экспонаты по истории создания Тракторозаводского района и его обороны в годы Великой Отечественной войны, рукописи воспоминаний ветеранов, обмундирование и личные вещи фронтовиков, аллея Славы с бюстами героев, мемориальная комната, посвященная жизни Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова (его кабинет), - такому фонду может позавидовать любой музей. И конечно, диорама «Героическая оборона Сталинграда на тракторозаводских рубежах» - венец музея, о каком не может даже мечтать любая другая школа, ибо писана диорама художниками студии А.В.Грекова, теми самыми, что расписывали полотно в музее-панораме «Сталинградская битва». Передний план ее составлен из предметов, найденных в том числе и на территории лицея его учениками. Лицеисты ведут в музее экскурсии, разбирают фонды, реставрируют предметы и оружие, участвуют в создании экспозиций и выставок.
Поэтому и даты, посвященные Великой Отечественной войне, святые для лицеистов. Особенно отмечают 19 ноября - День артиллерии и начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, 2 февраля - День победы в Сталинградской битве, 12 февраля - день рождения маршала В.И.Чуйкова, конечно, великий день 9 Мая. Это дни, когда лицеисты проводят торжественные линейки, участвуют в праздничных мероприятиях города-героя Волгограда.

Людмила КОВАЛЕВА, председатель первичной профсоюзной организации Волгоградского лицея имени Ф.Ф.Слипченко