Окончание. Начало в №10-17

Грудное молоко наполняет его частицами сердечной энергии. Ритм биения материнского сердца приводит его сердце в созвучие с жизнью.
Вы шепчете: «Господи, спасибо, что доверил мне воспитание Твоего чада», и умиление матери сеется в нем как будущее благодушие и понимание своей сущности.
Вы напеваете ему песню, а слова и мелодия сделают его в будущем искателем своего пути и творцом красоты.
В ваших мыслях рисуются картины его будущего великодушия и благородства, и он воспринимает их как семена для служения общему благу, для свершения в жизни своей доли чуда.
И младенец воспитывается так же незаметно, как незаметно он впитывает потоки речи, чтобы заговорить.
Примите от меня зов: не упускайте возможность закладывать в младенце основы жизни при грудном кормлении и переживать прекрасную часть того счастья и той радости, что вам предназначены.

Сказали молодожены:
- Расскажи о совместной жизни супругов.
Учитель ответил:
- К вам поочередно будут приходить удачи и неудачи, радости и огорчения, взлеты и падения. Если каждый раз после очередных испытаний любовь, которая сегодня вас объединяет, будет усиливаться, то ваша жизнь станет достойной.
Вы будете мечтать о долгой жизни. Но если вы не будете искать связки ключей к вратам смысла жизни, то для вас даже тысяча лет будет короткой.
Вы будете искать счастье. И оно само поселится в вашей жизни, если одним из высших проявлений вашей любви станет все углубляющаяся ваша духовная общность.
Вам захочется объять необъятное. И вы сможете этого добиться, если жена станет мелодией в той симфонии, коей является муж.
Вы пожелаете остаться вечно молодыми, но к вам придет старость. И если муж примет морщинки жены как соблазн для своих страстных поцелуев, а жена очаруется улыбкою мужа и готова будет броситься ему в объятия, считайте, что вы недалеко ушли от своей прежней молодости, вы победили старость.
От вас зависит, какой станет ваша совместная жизнь - единой или единодушной. Пусть жена понесет факел там, где муж поражает тьму.

Спросил отец:
- Что скажешь о воспитании детей в семье?
Учитель ответил:
- Вы хотите воспитывать своих детей, считая, что сами уже воспитаны. Но не получается ли часто именно так, что ваше несовершенство делает ваше воспитание тоже несовершенным и, не понимая этого, считаете ребенка виновным за всякое непослушание и проступки?
В вашем негодовании и применяемых вами методах не будет справедливости, воспитательный процесс у вас будет грубым, авторитарным, насильственным, что омрачит вашу семейную жизнь.
Дети приходят к вам не только для того, чтобы вы их воспитывали, но и для того, чтобы вы воспитывались от них. Дети в семье - проверка и испытание человечности взрослых - испытание вашей мудрости, терпимости, понимания, любви.
Не надо относиться к детям начальственно и не надо полагать, что они обязаны вам подчиниться. То, что они до поры до времени будут зависимы от вас, не дает вам права властвовать над ними.
В них есть свой путь, свои мысли, свой характер и своя природа. Вам лучше научиться дружить с ними, относиться к ним как равным, быть с ними искренними, вовлекать их во взрослые дела, доверять. Допускайте их в свой мир, чтобы они допустили вас в свой. Ищите с ними духовную общность.
Чтобы ваши старания оправдались, придерживайтесь таких правил.
Хотите, чтобы они были добрыми? Будьте постоянно добрыми к ним.
Хотите, чтобы они были искренными и честными? Будьте искренними и честными в общении с ними.
Хотите, чтобы они стали ответственными? Дайте им видеть вашу ответственность за возложенные на вас обязанности.
И все лучшие устремления, духовные и нравственные, которые вы хотите воспитать в ваших детях, воспитывайте сначала в самих себе и проявляйте их в общении с детьми.
Размышляйте, философствуйте с детьми о непреложных законах мироздания: о Высшей воле, о Вечности и Беспредельности, об Эволюции, о Причинах и Следствиях, о человеческой причастности к ним.
Стройте отношения с детьми на чувстве свободного выбора: дайте им мыслить, самим решать, брать на себя ответственность, оценивать.
Но если все же вам придется воспользоваться своей властью, не надо завышать голос, не надо угрожать и пугать, помогите ребенку понять справедливость вашего действия.
Воспитание детей в семье должно быть вам не в тягость, а в радость, ибо вы свершаете одно из высочайших таинств Вселенной.

Спросила мама:
- Учитель, что скажешь о шалунах?
Учитель сказал:
- Тайна шалунов заключена в слове «шалость». Оно означает «улавливать совершенное». Шалун - это ребенок, который стихийно, от природы устремлен к поиску чего-то нового, необычного, запредельного. Дети играют потому, что готовят себя к жизни. А если среди них кто-то шалит и выходит за рамки предписанных правил игры, то это потому, что он готовит себя для преобразования жизни, для изменения ее условий. Дети-шалуны - будущие двигатели общества. Они будущие неугомонные ученые, политики, деятели искусства; они будущие новаторы, первооткрыватели, мудрецы; в них смелость, свобода, упорство; в них способность сделать нереальное действительностью; в них утонченное чувство юмора; они любят жизнь и постоянно будят угасшее сознание общества. Но пока они маленькие, они заставляют близких постоянно беспокоиться. Взрослые опасаются, что своими шалостями они могут причинить вред себе или своим шумом и экспансией помешают другим. Не запрещайте им шалить, а будьте рядом, оберегая от опасностей. Шалите вместе с ними, поощряйте их смелость; рискуйте, фантазируйте и изобретайте вместе, будьте сами такими же непредсказуемыми для них, как они для вас. И помните: шалуны - испытание вашей терпимости, мудрости и любви.

Обратился отец:
- Скажи о наследстве, которое родители могут оставить своим детям.
Учитель Амин ответил:
- Если вы имеете в виду материальные блага, это не самое лучшее наследство, которое родители могут оставить своим детям. Иногда такое наследство вызывает раздор между так называемыми наследниками, и вчерашние родные люди вдруг становятся чужими друг для друга. Это тоже есть следствие недочетов в воспитании детей.
Вы можете оставить детям не наследство в обычном его понимании, а дары вашего духа, что есть действительное сокровище. Пусть они при вашей жизни видят, как вы живете без чувства собственности, хотя творите материальные ценности. И пусть видят щедрость вашей души, радость вашу, что трудитесь на общее благо. И оставьте им еще в дар ваше доброе, честное, незапятненное имя, почитаемое людьми, которые окружали вас и жили с вами.
Эти дары принесут им свободу и не дадут сбиться с пути.

Спросил пожилой человек:
- Что скажешь об отношениях дедушки с внуками?
Ответил Учитель:
- Вам уже сейчас нужно заботиться о том, какая о вас останется память у ваших внуков, ибо то, чего вы не успеете свершить в их воспитании при своей жизни, сможет сделать память о вас - она всю жизнь будет направлять и выправлять их жизнь.
Вам надо так с ними общаться, чтобы в их памяти вы остались светлым мудрецом и волшебником.
Дружба, равноправие, преданность и доверие пусть станут естественными основами в ваших отношениях с внуками.
Если внук обращается к вам с просьбой поиграть, поговорить с ним, помочь ему, взять его с собой - не отказывайте. И сами стремитесь к общению с ним, зовите на помощь, спрашивайте совета, просите сопровождать вас.
Пусть останется в его памяти, как дедушка всегда готов быть рядом с ним и как чудесно было играть с ним в мужественные, рискованные игры, предпринимать опасные затеи. Научите его играть в шахматы, и пусть запомнит, как иногда долго засиживались вы с ним за доской.
Научите вашему ремеслу и мастерите совместно различные полезные вещи для семьи, сажайте вместе деревья, сейте поле, ухаживайте за огородом. Пусть запомнит внук, как любил дедушка трудиться, как заботился о семье, какими владел секретами. Интересуйтесь его увлечениями, книгами, которые он читает, фильмами, которые смотрит, проявите понимание и единомыслие. Дружите с его друзьями, общайтесь с его учителями, ходите на концерты, где он выступает. Надо, чтобы спустя годы он вспоминал, как вас уважало его окружение и как он гордился вами среди сверстников.
Затевайте с ним задушевные разговоры, вспоминайте свое детство, свои шалости, расскажите, как вы влюбились в девушку, которая сейчас его бабушка, и как любите ее до сих пор. Очень нужно, чтобы в его памяти осели образы вашей чуткой заботы о любимой женщине.
Рассказывайте о своей прожитой жизни, о том, как люди раньше жили, какая была власть, к чему вы стремились и чего добилось ваше поколение, какие оно допустило ошибки, которые придется исправить уже его поколению. Пусть запомнит внук надежды и покаяния деда.
Доверяйте внуку ваши сокровенные переживания, ваши сны и храните в себе его секреты и переживания. Радуйтесь его радостями и воодушевляйте при огорчениях. Обсуждайте с ним мужские дела, говорите о мужской чести и достоинстве. Ему нужно запомнить, какие давал дедушка советы и к чему призывал.
Расскажите ему о ваших духовных поисках, философских взглядах, оценках, вкусах, жизненном опыте, мудрых постижениях. Ему нужно будет потом много раз вспоминать, каким дедушка был преданным и устремленным, как искал свой путь, чего он достиг и какие упустил возможности.
Общайтесь со своими внуками на равных.
Верьте в них, радуйтесь их таланту и могуществу.
Защищайте всегда, всюду от всяких посягательств и агрессий.
Внушайте им смелость и бесстрашие.
Наставляйте, но не навязывайте.
Требуйте, но не осуждайте.
Указывайте, но не критикуйте.
Оставьте завещание, но не ограничивайте их свободу.
Гордитесь ими, но не думайте, что только у вас такие внуки.

Спросил внучек этого деда:
- Учитель, что же скажешь ты мне, внуку своего деда?
Учитель улыбнулся ему, опустился перед ним на корточки и тихо сказал:
- Сегодня у тебя день рождения, мальчик!
- Да, исполнилось три года.
- У тебя сегодня исполнился тысяча девяносто пятый день, мальчик. Считай свою жизнь не по годам, а по дням.
Каждому человеку отпущено свое количество дней, и если хоть один день уйдет впустую, то считай, что человек в тот день был мертв для духа.
Не упускай ни одного дня, чтобы не запечатлеть в нем свой светлый след. Пусть твои уста не устанут произносить молитву: «Господи, научи меня так исчислять дни свои, чтобы приобрести мудрое сердце».
Учитель поднялся.

Спросил приезжий:
- Как нам выдержать безнравственность и бездуховность, которая царит в мире?
Ответил Учитель:
- Вам не надо искать пути, чтобы выдержать или терпеть безнравственность и бездуховность отдельных людей. Вам нужно другое - умножать в себе Свет и лучами его затмить, сжечь все, что от тьмы.
Вдали виднелся длиный хребет гор, и на фоне ясного неба его снежные вершины, устремленные ввысь, взывающе смотрели на окруживших Учителя людей.
Учитель устремил взгляд на горы и задумался.
Остальные тоже обернулись к горам и, как будто впервые увидев их величие, благоговейно застыли. Так они стояли долго, впитывая аромат безмолвия и переживая трепет души, как детское нетерпение.
И никто не удивился, когда над вершинами появились написанные облаками слова, обозначающие их названия: Любовь, Вера, Великодушие, Благородство, Доброта, Милосердие, Терпение, Прощение, Служение.
В умах людей зашуршали мысли. Им было не разобрать, от кого они идут, от самих гор или от Учителя, но сердце каждого сразу старалось вникнуть в них: «Все эти вершины - в духе вашем, люди! Можете взбираться на всех них сразу и остаться там навечно. Или же для начала можно подняться хотя бы на одну из них, разбить там свой шалаш, смотреть на мир с высоты вашей вершины и творить, что подскажет сердце. Выбирайте свою вершину духа, люди, живите по законам своей вершины! Это есть самая достойная жизнь - жизнь сразу в двух мирах - Земном и Небесном!»
Люди очнулись от радостного крика мальчика:
- Понял, понял! Я выбрал свою вершину, одну вершину, и в ней все остальные!
Но какой была его вершина, он не сказал. Он подбежал к Учителю, преклонился перед ним и взмолился:
- Благослови меня, Учитель!
Учитель положил руку на голову мальчика и произнес:
- Пусть исполнится в тебе Воля Господа Бога!
И в душе его затрепетала мысль: «Вот он, вот он!»
Он опять опустился на корточки перед мальчиком, заглянул ему в глаза и, увидев в них весть о будущем, произнес тихо:
- Живи в моем доме, мальчик.
Глаза мальчика загорелись ярче.
- Можно с дедушкой? - спросил он так же тихо.
- Можно.
Учитель встал, поправил на спине свою ношу и пошел в сторону гор.
Взгляд людей долго провожал его.
- Он прошел мимо своего дома, куда же он идет?! - сказал кто-то с удивлением.
И ответил мальчик:
- В его доме теперь буду жить я, а он идет ко всем своим вершинам!

Бушети,
3.01.2017