Одна из крупнейших библиотек мира в 2017 году отмечает пятилетний юбилей своего участия в проекте «Библионочь». Программа стартовала в здании на Воздвиженке задолго до ночного времени, ведь совсем не обязательно откладывать на потом самое интересное. Уже в полдень в конференц-зале прошла образовательно-просветительская программа «Всероссийская лабораторная», в ходе которой состоялся своеобразный диалог-тест посетителей с учеными РАН, МГУ, Роснано и других научных организаций.
Познавательная экскурсия в книгохранилище позволила желающим увидеть редкие издания из личных коллекций семьи Романовых, известных собирателей книг. Любители чтения смогли ознакомиться с механизмом доставки книг в читальные залы и посмотреть на пневматическую почту в действии, изучить внутреннее устройство библиотеки и способы хранения книг. Несмотря на моросящий дождь, у подъезда РГБ выстраивались длиннейшие очереди - точный показатель того, что интерес к печатному слову и культуре вообще в нашей стране по-прежнему велик.
А в прохладных апрельских сумерках наступило время и для встреч с людьми, которые своим искусством тоже создают волшебный мир, где главным становится уже не слово, а зрительный образ.
Режиссер Владимир Грамматиков рассказал о сегодняшней работе над фильмами для детей и юношества, а его коллега Алексей Учитель ответил на вопросы участников ночи и поделился воспоминаниями о значимых моментах творческого пути.
Владимир Грамматиков, с 2010 года занимающий пост креативного продюсера компании Disney в России, вместе с писателем Олегом Роем помог участникам встречи по-новому прочесть русские сказки. Посетители не только услышали истории из новой серии книг в авторском исполнении, но и увидели эксклюзивные кадры из фильма «Последний богатырь», премьера которого состоится в октябре. В фантастическом мире Белогорья классических фольклорных героев ждут необычные обстоятельства и приключения. В картине заняты звезды отечественного экрана: Елена Яковлева сыграет Бабу-ягу, а Константин Лавроненко примерит образ Кощея.
По словам знаменитого режиссера, золотой фонд кино держится на экранизациях книг, поэтому он с оптимизмом смотрит на перспективы проекта, в том числе и с финансовой точки зрения. У российского детского кинематографа есть свои уникальные возможности: не обладая голливудским размахом и «крутизной» спецэффектов, он пронизан искренностью и светлой наивностью, недаром Астрид Линдгрен мечтала увидеть свои произведения воплощенными именно советскими постановщиками.
Владимир Александрович подчеркнул, что кино для детей способно решать проблемы современного общества: сегодня самой страшной бедой становится всеобщее равнодушие. Сказки, несущие в себе мощное нравственное, воспитательное и этическое начало, помогают стряхнуть душевное оцепенение и будят лучшие чувства и эмоции.
Постановщик с удовольствием общался с залом, демонстрируя прекрасное чувство юмора и понимание молодежи. Конкурс на стихотворный экспромт о сказочных персонажах «Последнего богатыря» завершился вручением подарков юным участникам. Именно для них долгие годы с неиссякаемым энтузиазмом работает Владимир Александрович.
Еще один фанат своего дела - режиссер Алексей Ефимович Учитель, приехавший на Библионочь прямо с монтажа нового фильма «Матильда», выходящего на российский экран в октябре. Эта картина, занимающая особое место в творческой биографии мастера, вызвала наибольшее число вопросов - и в связи с нездоровым ажиотажем, поднятым задолго до премьеры людьми, даже не видевшими материала, и благодаря эпическому размаху полотна, посвященного любви Николая II и Матильды Кшесинской.
1,5 года подготовки, до 500 человек, занятых в массовых сценах, 7 тысяч костюмов, пошитых в том числе и в колониях строгого режима, - таковы цифры, характеризующие это большое кино. Консультацию съемок осуществляли три специалиста, среди которых был и эксперт по вопросам церкви, что должно уменьшить гнев протестующих против мнимого искажения образа императора. Режиссер подчеркнул, что доля вымысла всегда присутствует в картине, но она никогда не извращает фактов, а демонстрация чувственного опыта персонажа - будь то Бунин или первое лицо государства - помогает осмыслить его образ во всей полноте.
Алексей Ефимович считает, что в кино нет права на ошибку и каждый кадр должен быть снят гениально. В этом режиссеру в том числе помогают сценаристы, обладающие безграничной фантазией, позволяющей по-новому читать даже известные события.
Свежий взгляд на знакомые истины подарила любителям чтения и эта встреча, и вся Библионочь-2017 в Ленинке, которая завершилась показом картины Алексея Учителя «Космос как предчувствие». И это наверняка предчувствие нового.