Путь к свободе
- Виктория Викторовна, в лексикон современного человека уже давно вошли такие термины, как «истероид», «шизоид», «нарцисс», «депрессивный тип» и так далее. Нередко за этими словами не стоит ничего, кроме чисто оценочного суждения. Но ведь каждый термин обозначает какой-то диагноз, верно?
- Пока мы не у врача, лучше просто описывать личность в виде какой-то целостной структуры, чем навешивать ярлыки. Да, психология пришла из психиатрии, где действительно есть диагнозы, однако теперь она изучает социальную среду, а здесь в отличие от медицины диагнозы не практикуются и не приветствуются. Лично мне нравится гуманистическая классификация психосостояний, акцентуаций и мотиваций, связанная с описанием того, как функционирует личность, в чем есть возможность для нее что-либо подкорректировать и получить больше свободы. В гуманистической психологии болезнь - это отсутствие свободы. Именно так, например, рассуждает экзистенциальный австрийский психотерапевт Альфрид Лэнгле.
- Почему вы выбрали именно его классификацию? Ведь существует масса других - по Личко, по Ганнушкину, по Леонгарду и т. п.
- Потому что она не противоречит ни классическому психоанализу, ни международному классификатору болезней, при этом позволяет рассматривать человека не как больного, а как имеющего определенные сложности, которые нужно уметь принять и попытаться исправить. В гуманистической психологии человек всю жизнь развивается. И даже если у него были какие-то травмы в детстве, он может в определенной степени все это компенсировать.
- В чем суть классификации Лэнгле?
- Прежде всего пару слов о нем самом. Это ученик выдающегося психиатра, психолога и невролога Виктора Франкла, с которым он долгие годы проработал бок о бок. Франкл - фигура харизматическая, он был родоначальником психологии духа (а не душевных нарушений). Они оба всю жизнь занимались экзистенцией, изучали, чего хотят и к чему стремятся все люди. А все хотят счастья. Так вот, экзистенция по Франклу - это счастливое существование, наполненное энергией, радостью, трудом, жизнь в гармоничных отношениях с собой и окружающими. И чтобы создавать экзистенцию в постоянно меняющемся мире, нужно что-то делать, не быть пассивным. А для этого нужно иметь предпосылки, быть наполненным четырьмя энергиями:
1) мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия;
2) мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей;
3) мотивация к персональной аутентичности и к справедливости;
4) мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность.
Все эти четыре начала соответствуют понятиям «мочь», «нравиться», «иметь право» и «долженствовать». Если они присутствуют в жизни человека, значит, речь идет об истинно персональном, экзистенциальном волеизъявлении.

Жизнь в тревоге
- А теперь давайте поговорим о них подробно. Первая мотивация...
- Это фундаментальная энергия витальности, жизни. Когда с этим все в порядке, человек ощущает себя физически хорошо, у него появляется доверие к себе и другим, он может крепко стоять на ногах и понимает: «Если что-то случится, я постараюсь с этим справиться, я смогу, сумею, мир не пространство вражды, а система, в которой всего поровну, в нем вполне можно жить». Но если этот корень нарушен, человек становится похожим на лист, летающий по ветру и зависящий от воли судьбы. Он не чувствует в себе веса, ощущает себя пустым, оторванным от жизни. Отсюда развиваются всякие фобические расстройства - страхи, тревоги, боязни.
- И как называется подобное отклонение?
- Тревожное личностное расстройство. Человек всего боится, он любое изменение мира воспринимает как угрозу. Обычно у таких людей наблюдается перманентный стресс, ими все воспринимается как нагрузка, напряжение. Первая реакция на любой раздражитель - испуг, переживание, что надо с этим справляться. В норме люди к этому должны относиться более лояльно, конструктивно. Изменилась погода - значит нужно соответственно одеться, защититься от дождя или холода. Шуршит кто-то за дверью - наверное, там есть кто-то живой, появляется интерес - кто это, что это, почему это. А в случае расстройства реакция другая - испуг, ощущение опасности, страх.
- Что делать людям, у которых есть подобное расстройство, а также тем, кто работает с ними?
- Учителя с такой акцентуацией склонны пугаться сами и пугать детей, их страшит все - проверки, контрольные, экзамены, инспекции, реформы и пр. Люди сами от этого страдают, но параллельно начинают излишне заботиться о других, чтобы защитить их от этих бед (которые сами себе напридумывали). Они проецируют на других свои страхи, поэтому склонны завышать отметки ученикам, думая, что им тоже страшно, а значит, их необходимо пожалеть, к тому же за плохую отметку ребенку дома попадет, так не будем детям жизнь портить! Таких людей нужно ободрять, успокаивать, вместе с ними рассматривать предмет страхов и попробовать научиться противостоять им. Надо продемонстрировать, что люди тебе помогут, поддержат, главное - найти тех, с кем ты можешь чувствовать себя в безопасности. Это очень важно, ведь постоянный страх изматывает, отнимает массу сил и энергии. Им нужно больше отдыхать, чаще бывать на солнце, принимать витамины. Порой они попадают в замкнутый круг: я боюсь проверки, значит, надо больше готовиться, а чем больше я готовлюсь, тем больше понимаю, что не готов, и так далее. Они могут очень хорошо знать свой предмет, но при этом не доверять самому себе и из-за этого недосыпать, страдать от неуверенности. У них, как у Ниф-Нифа из сказки про трех поросят, домик из соломы, и когда чуть больше ветер, все начинает рушиться, и они реально начинают улетать.
- Кто еще из известных героев и персонажей имеет подобную акцентуацию?
- Мне кажется, Ежик в тумане из одноименного мультика. Он очень похож на человека, у которого масса тревожных видений, мыслей, всяких смутных представлений об окружающем мире. Еще у Туве Янссон в сказках про Муми-Тролля есть такой персонаж - Филифьонка, вот у нее как раз типично тревожное поведение, потому что она постоянно ждала катастрофы и стирала коврик в каждой седьмой волне.

«Стоял тихий и ласковый летний день, самый что ни на есть подходящий для стирки ковров. Сонная, неторопливая, накатывала мелкая волна, помогая в работе... И над красной Филифьонкиной шапочкой жужжали шмели, принимавшие ее за цветок. «Зря стараетесь, меня не проведешь, - нахмурившись, думала Филифьонка. - Знаю я, как оно обычно бывает. Перед катастрофой всегда все кажется таким мирным и безмятежным».
(Туве Янссон, «Фильфьонка в ожидании катастрофы»)


Во власти депрессии
- Вторая мотивация...
- Она связана с движением, переживанием, всем тем, что окружает нас. Жизнь полна отношений. Если все хорошо, то отношение к жизни позитивное: мне нравится жить, ведь мир полон разного, интересного. Если ты наполнен жизнью, эта энергия тебя поддерживает, помогает в случае неудачи. Она побуждает тебя куда-то двигаться, развлекаться, радоваться. А ее нет, наступает уныние. Конечно, в норме каждый человек иногда хандрит, но быстро приходит в себя. Однако те, у кого наблюдается серьезный сбой, в унынии постоянно, они как бы погасли, не верят в то, что жизнь их любит взаимно. Среди таких людей большое количество самоубийц, потому что очень трудно постоянно видеть мир в мрачном свете. У этих людей всегда подавленное настроение, отвратительное самочувствие, пессимизм, если они заболевают, то думают о плохом, постоянно в угнетении. По их мнению, окружающие к ним плохо относятся и вообще все вокруг ужасно - и страна, и люди. Они нередко бывают желчными, ядовитыми, смотрят на мир с ненавистью, горечью и агрессией.
- Субкультура эмо, наверное, из них состоит?
- Пожалуй, да. Такие люди насаждают свою депрессию как некую идеологию. А поскольку у подростков нередки спады настроения из-за гормональных сбоев и нагрузки в школе, субкультура эмо для них бывает очень в тему. И это, конечно, страшно, особенно когда некие люди, вместо того чтобы помочь детям выбраться из депрессии, начинают, наоборот, их туда загонять еще больше.
Впрочем, среди учителей таких тоже хватает. Они хоть и продолжают ходить на работу, но уже ничего не ждут от жизни, ни к чему не стремятся, даже к продвижению по службе и возможности заработать. Чтобы как-то защититься от этого состояния, они могут сублимировать во что-то, однако это тоже опасно, поскольку свидетельствует о зависимом поведении. В депрессии весь мир серый, а в зависимом поведении человек может испытывать радость только через что-то одно. Например, через алкоголь. Или наркотики. Или, что тоже нередко бывает, через детей, любимого человека. При этом не следует забывать, что зависимость - это суженность интересов, сосредоточенность на чем-то одном. И когда это одно от вас уходит (дети вырастают и уезжают, любимый человек умирает или бросает тебя), мир окончательно и безнадежно рушится.
- Что же делать?
- Таким людям нужно попытаться изменить свою жизнь, чтобы привнести в нее больше каких-то новых радостей, впечатлений, нужно возвратить способность переживать положительные эмоции, выстроить отношения. Эти люди не просто так уходят в себя, у них в этой жизни слишком мало хорошего. Но вот чего с такими людьми ни в коем случае нельзя делать, так это, например, пытаться их развеселить. Категорически не рекомендуется тащить их на праздники и дискотеки, им там еще хуже. Попытка осчастливить такого человека насильно может закончиться плачевно, вплоть до суицида. Обычно люди скептически относятся к различным антидепрессантам, но вот как раз тем, у кого тревожное расстройство личности, подобные препараты весьма показаны, ибо они позволяют разорвать порочный круг и понять, что мир может быть прекрасным и свободным от мрачных туч, дождя и снега. Только нужно не полагаться целиком на антидепрессанты, а параллельно постараться помочь человеку удержать это состояние в себе, постепенно заместив лекарственные препараты чем-то другим, естественным, например творчеством, общением. Но, повторяю, в любом случае не надо их чрезмерно опекать как на работе, так и дома. Им нужно больше доверять, давать больше самостоятельности. Для них жизнь и без того тяжела, поэтому дополнительные нагрузки они переносят очень тяжело.
- Кто из известных всем персонажей подходит под описание депрессивного героя?
- Классический пример - Ослик Иа, причем как в книге Александра Милна, так и в мультфильме Федора Хитрука. В мультике, между прочим, есть ответ, как вести себя с такими людьми: нужно просто разговаривать с ними, спрашивать их совета, что-то дарить им. Когда кто-то проявляет внимание, просто вспоминает о нем, поздравляет с днем рождения или каким-либо еще праздником, это уже очень много! В таких ситуациях депрессивные люди рады даже пустому горшочку или лопнувшему шарику. Если же перед вами учитель - надо обязательно подчеркивать, какой он хороший специалист, как хорошо о нем дети отзываются. Такие люди достаточно работоспособные, стараются все делать хорошо, потому что довольно самокритичны и требовательны к себе. Их не надо понукать.

Истероиды без границ
- Третья мотивация...
- Это желание проживать свою жизнь самостоятельно, без чужой помощи и советов. Мотивация базируется на осознании собственной уникальности и стремлении к самореализации, но только так, как хочется лично мне, а не так, как решил кто-то другой. Стремление узнавать себя и свои возможности, оставаясь самим собой, - это норма. Однако мы постоянно сталкиваемся с проблемой - от нас хотят одного, а мы желаем другого, и наша жизнь часто вступает в противоречие с нашими внутренними стремлениями. Отсюда важно осознать собственную самоценность, уважение к себе. Дети в возрасте 16-20 лет с большим трудом могут решить эту проблему, понять, чего они хотят, и прийти к компромиссу между внешним и внутренним миром. И если в нас достаточно выращенной в детстве энергии «ценности меня, уникального, трезво смотрящего на мир», у нас больше шансов найти себя в дальнейшем.
- Что бывает в случае, если этого нет?
- Возникает несколько серьезных проблем. Когда ребенок заброшен, ему уделяют очень мало внимания, никто не интересуется, что ему нравится, возникает некая внутренняя пустота, и у человека пропадает желание себя изучать. Зачем, ведь всё решают за него! Ощущение пустоты приводит к тому, что он боится жить своей жизнью и стремится заполнить себя чужими желаниями и стремлениями. Он слушает не свой собственный голос, а других людей, которые говорят, как ему правильно поступать, что делать. Он думает, что если сделает так, как ему скажут, всем будет хорошо, и ему тоже. Типичный образ - Золушка, которая всю жизнь делала то, что ей скажут, и не задумывалась, почему она сама такая чумазая, хотя ее сестры совсем другие. Она, может, и мечтала о принце, но поступала так, как было нужно мачехе. Точно так же вели себя и Настенька из фильма «Морозко», и Пятачок, друг Винни Пуха, и Малыш, друг Карлсона. Выход из этой пустоты некоторые видят в том, что изображают бурную деятельность. Они весельчаки, активисты типа Шурочки из «Служебного романа» и прячут себя за бурной общественной деятельностью. Вспомните кипучий энтузиазм слесаря-интеллигента Полесова из «12 стульев». Да и сам Остап Бендер, пожалуй, той же породы. Все они своей внешней активностью замещают внутреннюю пустоту. Это люди мягкие, иногда теплые, их хочется жалеть, любить. Такой человек приходит, как солнце, для всех, он дарит себя другим, без остатка, и его любят за это.
- Как называется подобное нарушение?
- Истерическое личностное расстройство. Это, кстати, не обязательно демонстративная личность, скорее демонстративность здесь является следствием внутренней пустоты, а не качеством личности. Таких учителей в школах тоже предостаточно. При работе с этими «золушками» помогает переадресация вопросов: «А что вы сами думаете по этому поводу?» Дело в том, что они сами не верят в свою инициативу, поэтому постоянно спрашивают, что делать, чего хотят окружающие. А вот если им переадресовывать эти вопросы, они начинают задумываться и чаще обращаться к самому себе. Такой подход поможет им понять свои собственные потребности и желания, реализовать свою творческую энергию. А вот самая большая опасность - начать их напитывать чужой энергией. В этом случае получается механический исполнитель, который делает то, что ему скажут, и от этого не будет хорошо ни ему, ни остальным.

«Работа по подготовке к балу была в полном разгаре. Незнайка носился туда и сюда и распоряжался изо всех сил. Ему казалось, что дело движется очень медленно. Он кричал, суетился и только другим мешал. К счастью, каждый и без него знал, что нужно делать. Кто-то придумал устроить вокруг площадки скамеечки, но не было досок. Незнайка готов был рвать на себе волосы от досады.
- Эх, - кричал он, - не могли лишних досок привезти, а теперь все машины уехали в Змеёвку! Ну-ка, давайте ломать какую-нибудь палатку. Мы из нее скамеек наделаем.
- Что ты! - сказал Тюбик. - Строили-строили, красили-красили, а теперь ломать?
- А ты чего тут распоряжаешься? - вмешался Незнайка. - Кто у нас главный, ты или я? Сказано ломать - значит, ломать!
(Николай Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»)


Самовлюбленный нарцисс
- Какие еще проблемы связаны с нарушением третьей мотивации?
- Нарциссическое расстройство, травма раненой самоценности. Каждый из нас в той или иной ситуации может чувствовать превосходство над остальными, например, когда мы общаемся с детьми или с теми, кто знает и умеет меньше нас. У классических нарциссов это происходит в силу травматизации. Они плохо себя знают, у них внутри тоже пустота, но они ее не чувствуют, потому что закрыли эту тему и забыли о ней. Внутри у каждого из них тоже есть свое плачущее дитя, которое чувствует себя очень одиноко, но его игнорируют. Нарцисс может быть критичен к себе и людям, завистлив, гневлив. Он постоянно себя сравнивает с другими и вечно недоволен этим сравнением. Ощущая превосходство над остальными, он видит тех, кто превосходит его в чем-то, и от этого сильно страдает, комплексует. Они постоянно пытаются возвеличить себя, унизив остальных. А какие они на самом деле, им не интересно.
- Могут ли из них выйти хорошие учителя?
- Как ни странно, из них порой выходят очень неплохие преподаватели, яркие личности, эрудиты, прекрасно знающие свой предмет. Их даже могут ставить в пример, мол, посмотрите, какой это уверенный и целеустремленный человек, вот на кого нужно равняться! У них может быть весьма неплохое образование, но они редко стремятся добиться максимальных успехов в упорной борьбе с профессионалами одного уровня и, как правило, уходят туда, где они вне конкуренции. Например, окончил человек мехмат, но пошел не в науку, не в НИИ, а преподавателем математики в школу, где он, безусловно, выглядит на голову выше обычного учителя. И в школе он этакий царек. Сидит на педсоветах и собраниях с чувством собственного превосходства, зная, что для него закон не писан. Иногда такие люди могут неплохо управляться с детьми, но порой из них вырастают настоящие деспоты, натуры саркастические, едкие. Могут иметь любимчиков или мальчиков для битья, но вовсе не по причине личной симпатии-антипатии, нет, нарциссу эти чувства чужды, для них люди - это средство для самоутверждения. И это самое ужасное, что для настоящего педагога абсолютно неприемлемо.
У каждого нарцисса есть кодекс правил, как жить и как поступать. И порой этот кодекс может быть вполне хорошим, вполне приемлемым для остальных. Хотя часто наличие этого кодекса сами они преподносят как очевидный плюс, мол, посмотрите, у меня есть правильные ориентиры, а у вас их нет! И, честно говоря, мне порой кажется, что в фильме «Доживем до понедельника» главный герой, которого играет Вячеслав Тихонов, представляет собой примерно такого нарциссического педагога, сотканного из строгих установок и требований. Я что-то не припомню, чтобы он там к кому-то лично питал глубокие чувства. Он там постоянно рассказывает интересные истории, демонстрирует интеллект и эрудицию, благородно гневается, когда происходит что-то не так. И он хорошо компенсирован именно за счет своих правил. А потому к нему люди испытывают симпатию. Хотя и без взаимности.
На границе тучи ходят хмуро
- Есть ли еще какие-нибудь проблемы, связанные с третьей мотивацией?
- Да, это пограничное личностное расстройство - нарушение внутренней пустоты. У таких людей (их еще называют бордерлайнерами, или пограничниками) родители нередко имели самые настоящие психиатрические диагнозы, пусть и неподтвержденные. У них много ран, связанных с несправедливым и противоречивым отношением, оттого их мир похож на качели, где все перетекает от полюса к полюсу - то катастрофическая идеализация, то резкая неприязнь. Они могут влюбиться без памяти, потом проклясть и возненавидеть любимого человека, а затем остынуть и снова влюбиться. Это энергичные люди, но энергия у них обычно негативная, яростная, брутальная, порывистая. Типичный бордерлайнер - старуха Шапокляк.
Учителя с подобными отклонениями от нормы обычно славятся своей скандальностью, сильными чувствами. Они либо кого-то любят, либо ненавидят, причем искренне. У них часто конфликты с коллегами, детьми, родителями. Закадычными друзьями они могут быть лишь некоторое время, но отношения они не удерживают, их все время бросает из стороны в сторону.

«Андрей с вниманием рассматривал орла, а Карякин, потряхивая вожжами, радостно болтал:
- Я тебя сперва не полюбил, это действительно. Но сейчас прямо говорю: ты мужик геройский. Пролетарского поведения!.. Так что мы теперь друзья - не разлей водой. А за мою первоначальную грубость могу даже прощения попросить... Во я какой человек!»
(Юлий Дунский, Валерий Фрид, «Служили два товарища»)

- Что с ними делать?
- Здесь помогает «терапия вытянутой руки». Поскольку такие люди - истероиды (как и все, кто связан с третьей мотивацией), для них не существует границ. Поэтому их нужно удерживать на расстоянии, помочь остаться в состоянии равновесия, чтобы они не улетали в крайние полюса. Если они начали кричать, лучше спокойно попросить их быть чуть потише, предложить разобраться в проблеме, объяснить, в чем дело. Их нужно учить сохранять постоянство. Но эти люди очень разрушительны, как для себя, так и для окружающих. И все это из-за внутренней пустоты и острого ощущения несправедливости. Для таких людей есть либо черное, либо белое.

А смысл?..
- Наконец мы переходим к четвертой мотивации.
- Ее можно определить как возможность человека на определенном этапе жизни, когда у него нет проблем с тремя предыдущими мотивациями, выйти за пределы собственной личности и посмотреть, может ли он что-то дать в более широком смысле. Это поиск самореализации, поиск смысла жизни, своего предназначения, ощущения себя в контексте мировой цивилизации. Так вот, бывает, что в силу обстоятельств смысл жизни потерян. Обычно такое случается, когда человек теряет возможность творить, работу, друга, жену, детей. И он просто не знает, зачем дальше жить. Когда одни смыслы уходят, а им на смену приходят другие - это нормально. Но вот когда старые потеряны, а новых нет, и даже нет желания их искать, это действительно проблема.
- Что же делать? Сменить круг общения, сферу деятельности?
- Можно и так, но не обязательно. Если ты педагог, тебе можно просто написать новую программу, начать реализовывать новую методику, работать по новой технологии, взять вместо любимого гуманитарного класса физмат и пр. Если же ничего не менять, а продолжать пытаться реанимировать старые смыслы, происходит синдром выгорания. Человек все больше чувствует себя несчастным, у него падает тонус, теряется энергия, развивается депрессия.
- А чем же все это отличается от проблем со второй мотивацией?
- Да, они во многом связаны. Но потеря смысла не всегда происходит на фоне депрессии. Человек может иметь все и всем обладать, но не понимать, зачем оно ему нужно. Вот таким примерно показан принц Флоризель в российской постановке. Человек просто не знает, чем ему заняться, что делать, а потому ищет себе приключения, острые ощущения. Пожалуй, Евгений Онегин из той же оперы. У него много витальности, но он не знает, куда себя применить. Хотя это сильный и интересный человек, он страдает отсутствием смысла.
- Что делать с таким работником и сотрудником?
- Надо с ним об этом разговаривать, пытаться вместе с ним искать новые смыслы. Нужно помочь ему ощутить перспективы, найти новые цели в жизни. Помогают вопросы типа «А как вы видите свое будущее через год, три, пять, куда вы собираетесь расти, чем заниматься, в чем совершенствоваться?» В школах, где директора поощряют личностный рост, у людей обычно нет таких проблем, там учителя могут сами определять, в каком направлении развиваться. Грамотные руководители создают для этого условия, не мешают им реализовать себя в самых неожиданных вариантах и ипостасях, поддерживают коллег, помогают им увидеть перспективы.

Шизоиды из галактики N
- Виктория Викторовна, вы очень подробно охарактеризовали проблемы людей, исходя из типологии Лэнгле. Но, быть может, в этой системе чего-то не хватает?
- Помимо перечисленных типажей существуют еще так называемые шизоидные личности. Сам Лэнгле, правда, не связывает это с мотивациями, он считает шизоидность чем-то вроде врожденной особенности, как это бывает с интровертами и экстравертами. Грубо говоря, это люди с особым образом мышления. Они могут быть достаточно открытыми, но при этом всегда чувствуют, что окружающие для них какая-то загадка. Это своего рода инопланетяне, живущие среди нас и пытающиеся изучить нас. В отличие от нарциссов, которые смотрят на всех свысока, шизоиды вполне допускают, что кто-то умнее, красивее, профессиональнее их. При этом у них, как и у нарциссов, нет эмпатии, способности к сопереживанию, зато есть желание научиться нашему языку. К примеру, обычному человеку не надо объяснять, как помочь попавшему в беду, а вот для шизоида это полнейшая загадка, он просто не знает, что делать с плачущей женщиной, потерявшей собачку, или школьником, получившим двойку на контрольной. Шизоид может усвоить, что обычно в таких ситуациях делают другие, но он просто не понимает, что именно чувствует другой человек. В той или иной заранее прописанной ситуации он может подойти, предложить свою помощь, однако при этом внутри у него, как говорится, ничего не дрогнет. Оттого они немного странные, похожие на запрограммированных роботов.
- Наверное, им противопоказана артистическая деятельность, равно как и всё, где нужно проявить чувства?
- Не всегда. У меня есть знакомые шизоиды, так вот, их артистические экспромты довольно странные и непонятные остальным. У этих людей своя вселенная, в которой они чувствуют себя прекрасно, но общаются с нами как бы из своего окна. И ничего ты с ними не сделаешь, вот они такие, как есть. Вспомните Слоненка из мультфильма «38 попугаев», который все рассматривает с точки зрения логики и задает весьма странные вопросы. Типичный шизоид.

Вместо послесловия
- Задам неполиткорректный вопрос: а можно ли спроецировать все сказанное вами не только на отдельных людей, но и на целые народы и страны? Ведь нередко утверждают, будто американцы - это нация нарциссическая, а русские - депрессивная.
- Думаю, это какое-то стереотипное мышление. К тому же я не так хорошо знаю другие народы, чтобы делать такие выводы, и могу судить только о соотечественниках. Но если уж на то пошло, русские никак не могут быть депрессивной нацией, это типичные истероиды. Мы ищем внешние смыслы, пытаемся проявить бурную энергию на мировой арене, забыв про внутреннюю пустоту. Да, у нас много латентной депрессии, нас часто волнуют вопросы смысла жизни, особого пути и пр. Но суровые климатические и природные условия просто не позволили бы нам выжить в состоянии депрессии. Перенести полярную ночь, морозы за 40 и выше может только человек, исполненный энергии, оптимист по жизни.