Примерно так начались занятия с участниками проекта «Школа «Игры в образовании», который был разработан победителем конкурса  социально значимых проектов Благотворительного фонда Владимира Потанина Максимом Ивановым совместно с коллегами  из НИУ ИТМО.  Проект попал в девятку лучших, а средства на его  реализацию  выделил Политехнический музей.
 Как рассказал Максим Иванов, он не случайно начал с приведенной выше истории. В жизни каждого школьника и студента есть такой невеселый опыт, когда тяжело учиться не потому, что непонятно, а потому, что неинтересно.
- На мой взгляд, одна из проблем в современном образовании заключается в том, что школьники и студенты  по большей части пассивны во всех формах обучения,  - говорит автор проекта «Школа «Игры в образовании». - Они  больше слушатели, нежели активные участники. Поэтому я задумался над тем, как сделать так, чтобы не было скучно учиться,  и даже написал магистерскую  диссертацию на тему, как  игровые интерактивные технологии  позволяют мотивировать учащихся и делать обучение максимально эффективным, достигая тех целей, которых лекциями не достичь.
Конечно, игровые технологии  применяются  в образовании, но,  к сожалению, крайне мало и фрагментарно, а не комплексно. Например, игр-симуляторов, по которым учатся пилоты, медики, экономисты, в старшей школе или в вузе практически нет.
Поскольку наша команда около 4 лет занимается созданием деловых игр и игровых технологий, то мы пришли к выводу, что нужно сделать проект, позволяющий учителям и преподавателям научиться включать в учебный процесс больше интерактива, давать возможность детям  принимать решения, придумывать, работать в команде.
Наша «Школа «Игры в образовании»  состоит  из 2 частей - онлайн-части  и офлайн-части. В первой части участники проекта  прослушали видеолекторий, где ознакомились  с особенностями методики игрового обучения и видами обучающих игр, а во второй части слушатели будут заниматься  практической работой, то есть играть и сами создавать игры. Причем результаты генерации идей слушателей мы собираемся  представить в методичке, которую потом может использовать в работе  любой желающий.
По словам Максима Иванова, доработать проект «Школа «Игры в образовании» помогла традиционная школа для стипендиатов и грантополучателей  Благотворительного фонда В.Потанина. Именно там  у команды была возможность проанализировать и спрогнозировать актуальность, масштабность и перспективность проекта. И тем не менее ребята все равно не ожидали, что слушателей будет так много: только на онлайн-часть зарегистрировались более 500 человек из разных регионов России.  Однако для того чтобы  очный интенсив  прошел качественно, пришлось отобрать 40 слушателей, представляющих самые разные образовательные организации. Среди приглашенных - учителя-предметники, преподаватели вузов и ссузов, педагоги дополнительного образования и т. д.
- Максим, не могли бы вы привести примеры интеграции игровых технологий на уроке.
- Давайте возьмем в качестве примера такой предмет, как химия. Когда дети начинают изучение этого предмета, то перед ними стоит задача: запомнить таблицу Менделеева и научиться в ней ориентироваться. А с последним как раз проблема. Ребятам требуется много времени на поиск нужного элемента. Как можно помочь им с помощью игры? Можно совместить «морской бой» и химию. То есть  заменить систему координат в «морском бое» на периоды и группы и поиграть, находя элементы. Исследования показывают, что в этом случае скорость поиска увеличивается фантастически. У учителя никаких затрат, а эффект колоссальный.
Еще пример. Существует  игра «Элиас», когда люди разбиваются на пары и пытаются объяснить друг другу слова, не используя  при этом однокоренные. По-русски эту игру  можно назвать «Скажи иначе». Например, мне попадется карточка со словом «любовь», и я должен объяснить, что это чувство, которое возникает  между двумя людьми, и т. д.  Принцип этой игры можно  перенести на понятия и определения. Например, мне попадется слово «Ом», и я должен объяснить собеседнику, что это обозначение  сопротивления в физике и т. п. В этом случае  игра не только развивает общую эрудицию, но и помогает сделать интересным скучнейшее занятие в школе - запоминание  определений.
- Чтобы пользоваться игровыми технологиями в учебном процессе, нужна подготовка  или можно внедрять это без опыта?
- Конечно, нужна подготовка. Именно для этого мы будем работать со слушателями на протяжении нескольких дней. Играть с ними  и учить придумывать игры, формируя учебный процесс вокруг игровой логики. А затем мы хотим наладить обратную связь с каждым из «учеников», с тем чтобы узнать, как люди используют полученные знания и навыки и насколько это помогает им в работе. Хотя  уже сейчас понятно, что востребованность курса «Школа игры в образовании» велика, поэтому мы уже думаем над тем, чтобы следующий проект охватывал не только действующих педагогов, но и будущих учителей.
То, что Максим Иванов с командой не ошибаются, подтвердили и сами слушатели курса. Например, преподаватель  информатики Санкт-Петербургского садово-архитектурного  колледжа Мария Бабушкина больше чем уверена в том, что игровые форматы могут помочь в работе со сложным контингентом детей, обучающихся в колледже. «Для нас насущной проблемой является то, чтобы у подростков оставалась в голове информация, полученная ими на занятиях. Закрепить пройденное помогут игровые технологии, которые мы частично используем на  уроках, но не так комплексно, как хотелось бы», -  поясняет педагог.
Педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга Евгения Тилькиева тоже пыталась придумать свою игровую систему в работе с детьми, но пока ей не хватает опыта. Поэтому на курс «Школа «Игры в образовании» она возлагает большие надежды. «Игровой формат позволяет в легкой и более доступной форме доносить информацию до детей, работать с мотивацией учеников, а замотивировать детей к самообразованию, к самопоиску - это для меня самый большой проблемный пласт, - отмечает Евгения Тилькиева. - Я надеюсь, что участие в данном  проекте поможет мне найти ответы на актуальные вопросы».
Следует отметить, что очный интенсив разработчики курса сделали предельно практическим, сразу погрузив слушателей  в игру. Это позволило им не только познакомиться друг с другом, но и приобрести опыт работы в команде. В последующие дни работа продолжилась в таком же игровом формате.

Санкт-Петербург