Анастасия ТОЛИКОВА, 9-й класс, гимназия №1579, Москва:
Дневник покажем внукам


Получая свою первую плохую отметку, мы сильно расстраиваемся, но учителя и родители подбадривают нас, говоря, что эта цифра в журнале не оценивает твой объем знаний. Наверное, эти слова остаются с нами всю начальную школу, но вот старшие классы действительно начинают задумываться о том, что написано в их электронном дневнике, а педагоги вдруг начинают утверждать, что оценки - наше все. Так кому верить? И могут ли наши знания быть справедливо оценены?
По моему мнению, все предметы делятся на 2 группы: дисциплины точные (математика, физика, биология) и эстетического восприятия (литература, история, МХК). Оценивать знания учеников в области наук вполне резонно, ты или знаешь теорию, или не учил ее, ссылаясь на свою нелюбовь или нежелание заниматься. К сожалению, этого я не могу утверждать про такие предметы, как музыка, изо и некоторые другие. Как я уже говорила, они относятся к области эстетического восприятия, да, здесь существуют определенные термины и законы, как и в любой другой области. Но невозможно оценивать учеников на равных. Кто-то, например, прекрасно рисует, а кто-то не счел нужным развивать этот дар. Другой гениально играет на музыкальных инструментах, а кому-то это просто не дано. Труднее всего дела обстоят с историей, литературой и МХК. Эти предметы не имеют оценок в том плане, что у каждого из нас совершенно разные взгляды на мир. Я не могу сказать, что учителя несправедливо оценивают нас по этим предметам, но эти цифры не раскрывают нас, глубину и объем наших знаний. Это чистая формальность, которая нередко приводит к тому, что ученик начинает сомневаться в себе, и разгоревшееся пламя интереса начинает медленно, но верно угасать.
Учителя ставят нам оценки исходя из общепринятых норм, поэтому говорить о том, справедливо это или нет, нельзя. Все равно дневник будет радовать только наш глаз в том случае, если мы решим показать его внукам. Оценки не показатель настоящего ума, а свидетельство осведомленности в той или иной науке.

Никита П., ученик 11-го класса, Воронеж:
Все проблемы от требовательности


 На мой взгляд, учителя делятся на справедливых и вменяемых и на неадекватных. Первые понимают, что многое из того, чему они нас учат в школе, в дальнейшей жизни может даже не потребоваться. Если я собираюсь поступать на информатику, зачем мне биология или химия? Нет, я согласен, что начальные знания по этим предметам я должен иметь, и я их имею. Но когда учитель ведет себя так, что ее биология по значимости равна физике или математике, и соответственно этому спрашивает - требовательно, с обязательным знанием всех тонкостей, даже терминов, я этого не понимаю и считаю это ненормальным! Вот таких я называю неадекватными. Не может человек знать все на свете одинаково хорошо, даже взрослый не может, а мы все-таки еще не совсем взрослые.
Вот от такого очень требовательного отношения к своему предмету и все проблемы! В старших классах учителя обычно понимают, как загружены ученики, и дают возможность переписать самостоятельную работу или ответить повторно. Так я хотя бы точно выучу, это же лучше, чем когда я совсем не знаю! А неадекватный учитель накричит на тебя, поставит двойку и не даст возможности ее исправить. Это я считаю очень несправедливым.

Алина Р., ученица 10-го класса, Курск:
Один «умничает», остальные страдают


У нас в восьмом классе была одна учительница, которая ставила оценки не за знания, а за поведение. Если мальчики плохо себя вели, а у нас таких в классе было трое, эта учительница вызывала каждого отвечать, заваливала вопросами и ставила двойки. Так она боролась за дисциплину. Хотя заваливать там было некого, они все трое едва-едва дотягивали до тройки с минусом. Вот такое поведение учительницы я считаю несправедливым, все-таки оценивать надо знания, а не то, кто как себя ведет. Для этого есть неуды по поведению, вызов в школу родителей, даже к директору приглашают, это правильно, такие меры могут быть, если ученик плохо себя ведет и нарушает дисциплину. А знаниям надо учить, может быть, дополнительно заниматься, с родителями разговаривать, чтобы повлияли. Эта учительница потом перешла в другой класс, но из школы не уволилась. А мальчишки после девятого ушли, с аттестацией у них были большие проблемы!
Сейчас мы уже считаемся старшеклассниками, и к нам немного другое отношение: учителя стали понимающими, разрешают пересдавать, если плохая оценка, сильно не ругают, но тоже все люди разные, некоторые не терпят возражений. Любое слово против у одной нашей учительницы вызывает бурю эмоций! Мы сразу становимся дебилами и идиотами, которые начитались и насмотрелись всего в Интернете и пришли в школу «умничать»! Когда она в таком состоянии, тому, кто у доски, не повезло. Если ты идешь на «пять», больше четверки не получишь, на «четыре» - будет «трояк» и так далее, в общем, хорошего мало. Такое поведение я считаю несправедливым: почему, если один «умничает», страдать должны все? И почему некоторые учителя не терпят возражений, даже боятся их? Ведь если мы, ученики, спрашиваем, это нас на самом деле волнует. Во всяком случае, большинство из нас. Хотя, конечно, есть и среди нас не совсем нормальные, то есть вредные, вернее, склочные... 

Валерий А., девятиклассник, Санкт-Петербург:
Начинаю ненавидеть за несправедливость


Справедливо ли учителя оценивают нашу учебу? Ответить на этот вопрос весьма трудно, но все же я попробую это сделать. Прежде всего, я думаю, это зависит от нас самих, но также и от учителей.
Мне нравится получать хорошие оценки, но крайне неприятно получать плохие оценки незаслуженно. Я понимаю, одно дело - если бы я не справился с работой и получил двойку, но какой смысл ставить ее только за несделанное домашнее задание? Ведь  если его нет, то и оценки не должно быть. Бывает, что учителя злятся на нас  и ставят отметки незаслуженно. Мне, например, однажды поставили двойку за то, что перепутал вариант, хотя там все задания были сделаны правильно. Честно скажу: я сразу начинаю ненавидеть таких учителей. Однако думаю, что все же учителя  по большей части справедливо относятся к нашей учебе. Ведь  в основном  мы их подводим своими результатами, а не наоборот. Так что вопрос, справедливы ли учителя к нам и нашей учебе, сложный и весьма спорный. Здесь все индивидуально и зависит от самого учителя, от его характера.

Елизавета ЛЕБЕДЕВА, девятиклассница, Челябинск:
Каждый в чем-то уникален


Я считаю, что нужно оставаться людьми и с пониманием относиться к ученикам. Каждый из нас может что-то забыть, что-то не успеть, что-то не понять или просто переутомиться. И это нормально. Не каждый урок, но все же иногда такое случается. И в такие моменты, вместо того чтобы кричать на ученика, выставлять его перед одноклассниками на посмешище и ставить ему «2», все, что нам нужно, - это просто отношение с пониманием, по-человечески. Это ведь такая мелочь, просто сказать: «Ладно, я прощу тебе твою оплошность/еще раз объясню тебе материал», но из таких мелочей складываются личность каждого ученика, его отношение к учебе, к учителям в конце концов. Конечно, мы, дети, прекрасно понимаем, что во взрослой жизни никто не будет давать нам поблажек, но сейчас, пока мы в школе и в нас стараются «запихнуть» как можно больше материала (некоторая часть которого, по  сути, нам и не особо пригодится в будущем), когда нас заставляют учить то, что нам не нравится, и то, к чему мы не предрасположены, поддержка и понимание - это самое главное для нас. И когда ты получаешь очередную двойку или тройку, просто потому что ты недостаточно хорош в чем-то или потому что ты сделал что-то не так, это действительно разочаровывает тебя и делает слабее, что ли.
 Каждый ученик, безусловно, уникален в чем-то своем, и к каждому нужно искать подход. Занижать ученику оценки из принципа «просто потому, что он никогда не сможет получать хорошие оценки по этому предмету» - это вообще, по-моему, абсурдно и несправедливо. Нужно прочувствовать проблему каждого ученика и попытаться исправить.

Злата СЫНКОВА, ученица 11-го «А» класса, средняя школа № 318, Санкт-Петербург:
Оценки - это формальность


Мне кажется, нет смысла разбирать конкретную ситуацию, когда несправедливо поставили двойку или кому-то незаслуженно поставили пятерку... Просто потому, что причинами этих происшествий являются два фактора: во-первых, учителя тоже люди, а во-вторых, ни одна система оценивания не оценит объективно знания учащегося. На мой взгляд, стоит остановиться именно на этих факторах.
Начну с того, что учителя - люди. Мнение любого человека субъективно, потому нет гарантии того, что, получив у одного учителя «5», ты получишь пятерку и у другого. Отметить стоит и то, что отношение учителя может быть субъективно, и не только в отношении знаний, но и в отношении самого ученика: подросток, который 3 года списывал работы, даже если очень постарается, вряд ли изменится в глазах учителя. Таким образом, учащийся, решивший к 11-му классу исправиться и начать учиться хорошо, может продолжить получать свои плохие оценки из-за подобной субъективности. Зачастую уровень оценки знаний зависит исключительно оттого, подходишь ли ты под «параметры» учителя.
Теперь о системах оценивания. Как я уже писала, ни одна система оценивания не дает объективного результата. Как минимум по той причине, что оценку ставит учитель. Я считаю, знания нельзя оценивать. Можно проверить полноту владения материалом, можно выяснить способность использования того же материала и так далее, но не оценивать. Оценки - это формальность, заставляющая учеников работать. Проблема в том, что эта формальность очень многое стала решать в последние годы в жизни учеников, но это уже другой вопрос.

Мария С., ученица 6-го класса, Великий Новгород:
Это было нечестно


У нас на практике была учительница, которая еще учится в институте. Она мне поставила по геометрии четверку, хотя я всего лишь запнулась при объяснении теоремы. А сама она не знала эту теорему и все время подглядывала! Это было нечестно. И наша учительница ее оценку не исправила. Я считаю, такие учителя, которые еще учатся в институте и не окончили его, не должны ставить детям оценки. Они могут быть несправедливы.

Анна ЗУЕВА, 9-й класс, школа №966, Москва:
Человеческий фактор никто не отменял


К сожалению, человеческий фактор в выставлении отметок никто не отменял. Разумеется, есть много принципиальных учителей, для которых собственное отношение к ученику не играет никакой роли в выставлении оценок. Однако есть и беспринципные учителя, поэтому в целом в школьной системе оценивания имеет место субъективность. Бывает так, что симпатии или антипатии учителя влияют на баллы ученика. Например, ученику, который постоянно пропускает школу или грубо разговаривает, учитель едва ли поставит пятерку, хотя бы в целях воспитания, даже за правильный ответ. Также нередко завышают оценки любимчикам и  детям скандальных родителей.
Обо всем этом я сужу на примере своей школы, в которой довольно много несправедливых учителей. Мне самой, признаюсь, частенько завышают оценки. И после таких завышений я начинаю чувствовать себя хуже, чем после справедливой двойки. Как говорится, лучше уж горькая правда, чем сладкая ложь.

Дмитрий Л., ученик 11-го класса, Новгородская область:
Свободные и зажатые


Я думаю, учителя и ученики делятся на два вида: свободные люди и зажатые. И эти два вида друг друга не любят! Свободным учителям нравятся свободные ученики, они поощряют их нестандартные ответы. А зажатый учитель свободному ученику легко поставит двойку за то, что тот  ответил не по учебнику. Еще я считаю, что  в виде исключения можно ученику не снижать оценку, если видно, что тот старался. Бывает, например, что пишешь сочинение, и увлечешься мыслью, и пропустишь нечаянно простейший знак препинания. Или по алгебре по рассеянности перепутаешь плюс с минусом не в формуле, а просто не туда поглядишь. Несправедливо за такое снижать оценку! Надо предупредить ученика, что в следующий раз, если будет такая же ошибка по невниманию, то он уже получит на балл ниже. Тогда мы были бы благодарны учителям. И учились бы лучше!

Наталья ОРЛОВСКАЯ, 6-й класс, гимназия №1579, Москва:
Нужно побороть лень


Ничто не может поднять самооценку и настроение так, как хорошая отметка. Но всегда ли оценки бывают справедливы?
Начнем с того, что оценки - это неотъемлемая часть учебы, так как с их помощью можно легко и понятно оценить знания ученика баллами. Конечно, далеко не все школьники будут со мной солидарны, многие хотели бы избавиться от баллов вовсе. Порой бывает, что знания оценены нечестно. Думаю, многим школьникам знакомы такие ситуации, как: ты знаешь ответ, но в неуверенности, что он правильный, говоришь его тихо, твой сосед по парте слышит это и повторяет громче, после чего получает удовлетворительный балл. Или случайный смех во время урока. Вроде ты готов ответить и все понимаешь, но из-за случайно вырвавшегося смеха разъяренный учитель ставит тебе плохую оценку.
Нужны ли оценки? Думаю, да. Ты всегда сможешь совершенствоваться, поднимая уровень своих знаний.
Что делать, если оценка несправедлива?  Мне кажется, что нужно перебороть лень и доказать, что ты достоин высшего балла. Хоть с ленью бороться тяжело, но это необходимо делать, ведь иначе успехов не будет и балл вполне может продолжать понижаться.

Алексей ЛЕБЕДЕВ, 10-й класс, гимназия №1579, Москва:
Теряем объективность


Не всякий учитель может с уверенностью назвать себя действительно знающим педагогом. К тому же сама по себе система оценок спорная вещь. С одной стороны, именно она вот уже несколько поколений помогает учителям по всему миру как бы то ни было оценивать знания своих учеников. С другой - за этими четырьмя цифрами теряются объективность, рассуждение, в какой-то степени контакт с учеником. Ведь если его цель будет состоять лишь в получении хорошей оценки, а не в добытии знаний, то он автоматически начнет стремиться к положительной оценке всеми возможными способами - честными и не очень. А если ученик поставит задачу именно научиться чему-то, то даже не очень хорошие оценки не станут для него преградой.
Что касается конкретно меня, то я считаю, что оценки не должны быть однозначным мерилом работоспособности учащегося и что учителям не следует оказывать им настолько большое внимание, которое оказывается сейчас. Ведь, несмотря на вездесущий ЕГЭ, нашей стране нужны люди с прочными знаниями и большим кругозором, а не только с хорошими оценками.

Матвей ЦЫГАНОВ, 11-й класс, Нижний Новгород:
Жизнь всех рассудит


 Меня оценивают справедливо. Я не отличник, дома и на уроках частенько ленюсь. Знаю сам, и мне не раз говорили учителя, что я мог бы при желании учиться намного лучше, но усидчивости и дисциплины мне не хватает. Это с детства так. Хотя я очень рано научился читать и в первом классе был среди лучших, мама с бабушкой мне чуть ли не ежедневно об этом напоминают. Словом, все оценки мне ставят заслуженно. Сейчас вовсю готовлюсь к экзаменам, но подготовка к ЕГЭ идет параллельно школе, с репетиторами, то есть учителя не имеют к этой подготовке отношения и воспринимают меня так, как привыкли за десять с лишним лет. Меня больше напрягает, когда моим одноклассникам, знания которых не лучше, чем у меня, учителя завышают оценки. Одному за то, что спортсмен, другому за то, что он активист. Но что толку в этих завышенных отметках и красивом аттестате, если ЕГЭ они сдадут посредственно? Я точно знаю, что они готовятся меньше, чем остальные, у них времени нет.
А вообще жизнь всех рассудит и всем сама отметки выставит. Моя бабушка часто говорит эту фразу, кстати, именно она была против того, чтобы я надрывался из-за школьных отметок. В университете, надеюсь, наверстаю.

Алиса Т., 9-й класс, Кинешма, Ивановская область:
Хочется, чтобы учителя были мудрее и справедливее нас


 В целом знания оцениваются объективно. Но это если речь идет о письменных контрольных работах, где всегда есть четкие критерии. Если устный ответ или творческое задание, то субъективности не избежать. Кому-то учителя явно натягивают повыше, жалеют, кого-то немилосердно гнобят. Мы это видим, лично мне такое отношение неприятно всегда. Хочется, чтобы учителя были мудрее нас, справедливее, нравственно выше, свободнее от какой-то мелочности. Есть учителя, у которых оценка даже от настроения зависит. С той ноги встал - оценка выше, поругался с кем-то по дороге в класс - ниже на балл.
Самая большая обида на несправедливую оценку у меня была в начальной школе. Помню, нам задали нарисовать дымковскую лошадку. На уроке мы ее рисовали карандашом с натуры, а дома заканчивали и расписывали рисунок красками. Мне очень понравилось рисовать, я старалась изо всех сил, и мой рисунок мне самой очень понравился. Помню, что я несла его в школу с гордостью и надеждой, что учитель его тоже оценит. А моя подружка, с которой мы сидели за одной партой, не стала дома заканчивать рисунок. Сказала, в кружок ходила, некогда ей было. Рисунок доделывала ее старшая сестра, которая училась в художественном училище (и это весь класс знал и учительница тоже, конечно). И вот ей ставят «пять» за несамостоятельную работу, а мне - «четыре» за все мои старания. Я была просто убита, размазана. Я горько плакала и в школе, и дома. Мама меня утешала, объясняла, что учителя тоже люди, и у них бывают ошибки, недоработки. Это было мое первое и самое большое разочарование в учителе. Потом было много других, но я уже не так горько переживала. Наверное, что-то подобное бывало у каждого в школьной жизни.

Александр ФИТИСОВ, 10-й класс, гимназия №1579, Москва:
Хватит ныть! Стремитесь и добивайтесь


Наверное, каждый ученик хоть раз задавался вопросом, справедливо ли ему поставили оценку. Хотя есть и те ребята, которым это по большому счету все равно. Правда, обычно они и не учатся в принципе. Что же касается остальных, то вопрос непростой. Нельзя ответить на него так, чтобы ответ был правильный для всех случаев. Лично я не отрицаю, что у учителей есть свои любимчики. Но важно понимать, что, как правило, это те ребята, в которых преподаватели видят желание учиться. А с такими и заниматься приятнее. Но даже если учитель, по вашему мнению, вас «засуживает», то писать на него жалобы директору далеко не самый эффективный и менее нервозатратный способ. Как мы знаем, «нервные клетки не восстанавливаются». Учитель - человек (неожиданно, не правда ли?). С ним можно и нужно общаться! Если и это не помогает, что маловероятно, то я вас уверяю: если поставить перед собой цель и стремиться к ней, то ты ее обязательно добьешься. Это и учебы касается. Наглядно я в этом убедился на своем опыте. Перестаньте лениться и ныть, стремитесь и добивайтесь того, чего вы хотите достичь!

Полина КУРКИНШТЕЙН, Санкт-Петербург:
Школа учит изворотливости


За годы, проведенные в обществе своих одноклассников, я пришла к осознанию, что если школа и не даст нам знаний по изучаемым предметам, то точно научит изворотливости. Ребята порой списывают настолько искусно, что если учитель что-то и заметит, то все равно не сможет ничего доказать. С этого и начинаются проблемы. Большую часть оценок мы получаем за письменные работы - те, которые можно списать у одноклассника и на которые можно найти ответы в Интернете. Бывает очень обидно, когда ты честно готовишься, ломаешь голову над заданиями, а кто-то не отрывается от экрана своего мобильника и получает оценку выше, чем у тебя. Учителя, конечно, не знают о жульничестве или делают вид, что ничего не замечают, но легче от этого не становится.
Пятибалльная система оценивания в принципе несовершенна. Единицы в журнал не ставятся, двойки обычно разрешают исправить, и получается система трехбалльная. При этом «3», которая когда-то была оценкой «удовлетворительно», сейчас никого уже не удовлетворяет. Из-за скромного количества оценок качество их бывает разным. Есть четверки «хорошие» - одного балла до «5» не хватило,  а есть четверки «слабые» - учитель сам хотел бы поставить «3», но начальство установило строгие критерии. В журнал в обоих случаях пойдет «4», и ничего тут не поделаешь.
Справедливо ли оценивают наши знания и усилия учителя? Нет, не думаю. Но это не всегда их вина. Если бы оценивание производилось компьютерами, то мы получали бы более объективную оценку знаний, но нет никакой оценки усилий. Идеал недостижим, и единственное, что можно сделать, - это заставить учеников сдавать все телефоны перед входом в класс и проходить через металлоискатель.