- В этом году «Учитель года» нас порадовал. Пожалуй, впервые за много лет нам удалось увидеть на конкурсе представителей всех предметов. У нас были периоды, когда состязались педагоги-лингвисты (одна из особенностей нашего региона), затем в финал выходили в основном учителя начальной школы. Связано это с тем, что они раньше других освоили ФГОС. Как вы понимаете, это давало им очевидные привилегии в сравнении с соперниками, причем начиная с муниципального этапа. В этом году перекоса в пользу какого-либо предмета нет. Кроме того, нам удалось уйти от формата, напоминающего профессиональный конкурс для молодых (начинающих) педагогов. Нынешние конкурсанты - опытные, самодостаточные, состоявшиеся в профессии взрослые люди. На каждого из них приятно посмотреть, настолько они гармоничны, красивы внешне и внутренне. Каждым из них мы можем гордиться. Это учителя современного, совершенно нового типа, о котором раньше мы могли только мечтать. Проведенный конкурс еще раз убеждает, что в сфере образования регион выбрал правильный курс.
- Светлана Сергеевна, не могу не отметить, что и на всероссийских финалах «Учителя года России» ваши учителя обращают на себя внимание. За минувшие годы Калининградская область дала двух абсолютных победителей, другие финалисты регулярно входят в группу сильнейших - в пятнашку или пятерку. Успехи конкурсантов отнюдь не случайны, они говорят о высоком уровне всей системы образования. Как вам удается поддерживать в учителях стремление к самосовершенствованию?
- Думаю, учителей мотивирует несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов. Во-первых, положение региона способствует международному сотрудничеству. Удобство стажировок за границей, их доступность во многом являются мотивирующим фактором для развития педагогов. Они берут лучшие практики коллег и внедряют их в региональную систему образования. Часто мы проводим семинары, в которых учителя, прошедшие стажировку, делятся опытом и новыми знаниями. Интегрированность в пространство мирового педагогического поиска, ощущение причастности к большому общему делу не может не давать результатов.
- Насколько я знаю, многие из калининградских учителей на достаточно высоком уровне знают иностранный язык, а иногда и несколько сразу. Причем, что особенно впечатляет, не только учителя-«иностранцы».
- Да, у нас каждый учитель может за счет управления образования пройти курсы иностранного языка. Мы решили, что школьные учителя ни в коем случае не должны отставать от детей и родителей, которые, живя в Прибалтике, ориентированы на свободное владение языками. Мы предлагаем учителям на выбор английский, польский, немецкий, литовский языки. Для тех, кто хочет, есть возможность пройти не один, а два и больше курсов. Я боялась, что программа не пойдет, что учителя пожалеют тратить личное время (деньги мы даем, а вот время на изучение языка каждый должен изыскать сам). Но я ошиблась, чему очень рада. Педагоги очень хорошо отнеслись к нашей инициативе и поддержали ее. Сейчас действительно у нас мало кто из учителей не владеет иностранным языком. Хотя это объяснимо - средний возраст наших учителей 45 лет. Молодежи много. Пенсионеры в школах тоже есть, но их процент в целом небольшой.
- Особое географическое положение региона - один из факторов. Но он же не единственный?
- Да, конечно. В нашем регионе получает поддержку любой социально ориентированный проект. Мы стараемся делать все, чтобы разумные и добрые начинания были доведены до воплощения, и в этом прежде всего проявляется общая заинтересованность в результате. Благодаря этому в педагогическом сообществе нет конкуренции, наоборот, учителя объединяются ради достижения единой цели.
Нам удалось наладить эффективное сетевое взаимодействие по многим направлениям между учреждениями высшего и среднего образования. Например, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми разных школ построена таким образом, что все они получают равные шансы на развитие своих способностей. Каждый учащийся, занимающий верхние строчки общешкольного рейтинга, проходит через предметные потоки Центра развития одаренных детей, в котором преподают профессора и доценты Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, читают лекции ученые с мировым именем. В марте начал свою работу технопарк «Кванториум» - через него тоже обязательно пройдут все учащиеся региона. Таким образом, в выявление и поддержку талантов вкладываются и школьные учителя, и сотрудники центров дополнительного образования, и вузовские преподаватели. Победы наших детей - это общий успех, а не достижение отдельного учителя отдельной школы.
Третий немаловажный момент - мы всячески поощряем участие педагогических коллективов в конкурсах и проектах на получение грантов. И не только ради денег, хотя и они важны, безусловно. Главное в написании проектов - объективный анализ существующей ситуации, поиск потенциала и ресурсов, рождение новых идей и кристаллизация механизмов их воплощения. Проделанная коллективом творческая работа всегда приводит к прорыву. Без четкого анализа невозможны качественный скачок и осмысление пути. Я всегда говорю своим директорам: «Главное не останавливаться, не стоять на месте». Мы поощряем профилизацию, углубленное преподавание - директора знают, что таким образом они могут серьезно (на 40 процентов) увеличить финансирование образовательного учреждения. Но, конечно, деклараций мало - нужно приложить все усилия, чтобы подтвердить взятые на себя обязательства. Директора знают, что министерство не просто дает деньги, но и контролирует процесс, вникает во все тонкости, постоянно держит на контроле ход реализации проекта.
- Да, я наслышана, что в ваших правилах доверять не бумагам, в которых все гладко и красиво, а собственным глазам. Знаю, что вы часто выезжаете в учреждения образования и общаетесь с учениками и педагогами напрямую, без посредников.
- Выезды у нас регулярно. Я вообще немного времени провожу в кабинете. Мне важно видеть, что происходит в отрасли, за которую я отвечаю. Также важно общение с людьми. Многие уже знают, что ко мне на прием по личным вопросам не нужно записываться за месяц. Утром до девяти и вечером после шести в мой кабинет может прийти любой - родитель, педагог, старшеклассник - с любой проблемой, жалобой или предложением. Я каждого внимательно выслушаю. Информация из первых рук важна для руководителя не менее, чем отчеты и статистические сводки.
Накануне учебного года у нас, например, проводилось областное родительское собрание, где присутствовали представители родительской общественности всех школ. Разговор длился два с лишним часа, мы обговорили все волнующие вопросы. С нашей стороны это не были реверансы и обещания. Общение было конструктивным, деловым и в какой-то мере даже жестким. Родители, пришедшие на встречу, не предполагали, насколько мы, чиновники, владеем информацией. Когда мы им представили статистику, данные мониторингов по многим позициям (в том числе по состоянию здоровья детей по возрастам), они были поражены тем, насколько мы в курсе проблем, которые, как им казалось, касаются только их. Родители увидели, что мы переживаем за детей не меньше, чем они.
- Светлана Сергеевна, пожалуй, нигде в России не вводят в эксплуатацию так много современных школ и детских садов, как в Калининградской области. Как региону, в общем-то далеко не самому богатому, удается не снижать финансирования?
- У руководства Калининградской области есть ряд приоритетов, и образование входит в число важнейших. Мы хотим сделать регион привлекательным прежде всего для молодежи, чтобы она не уезжала отсюда в поисках лучшей жизни, а оставалась и способствовала процветанию края. Для этого нужно работать не только над повышением качества жизни, но и развивать перспективные направления и отрасли, связанные с передовыми технологиями. Молодежь не захочет уезжать, если мы обеспечим ей занятость и достойную оплату в науке и IT-секторе. Поэтому физика, математика, информатика являются для нас сейчас наиболее важным направлением. И, конечно, регион все делает для развития и поддержки молодежной инициативы как самого действенного способа формирования социальной ответственности. Основное требование к проектам, которые разрабатывают наши школьники, - социальная ориентированность и возможность практического осуществления. С самого раннего возраста каждый калининградец должен знать, что за словом и обещанием должно следовать дело.
- Да, я впечатлена тем, как, например, неформально, по-взрослому ведется работа над проектами в вашем Центре развития одаренных детей. Директор центра Сергей Гоман рассказывал, что в первый год, когда обкатывалась новая, нигде еще не опробованная образовательная модель центра, вы каждую пятницу приезжали на фестиваль идей и достижений, чтобы увидеть ребят и лично поговорить с ними. Что было для вас самым важным в этих беседах?
- Знаете, общение со школьниками позволяет посмотреть на образование под иным углом. Зачастую они выступали с различными предложениями по изменению процесса обучения, созданию каких-то конкурсов, рабочих групп. Их постоянная заинтересованность и повышенная мотивация служили для меня стимулом к развитию региональной системы образования. В школах появились дополнительные образовательные секции по различным направлениям. Например, в технопарке «Кванториум» и в Центре развития одаренных детей у нас функционируют школы журналистики. Ребята практикуются на региональных телеканалах, пишут статьи. Нами был запущен портал школьных СМИ. И это было вначале просто предложением группы детей.
Когда-то нам казалось, что и внедрение технического творчества не будет иметь успеха. Однако педагоги отмечают, что интерес к инженерным специальностям постоянно растет. С детского сада ребята подключаются к созданию различных инновационных проектов. Это не может не радовать.
- Конечно. Задам последний вопрос. Все управленцы и директора, с которыми мне приходилось беседовать, жалуются на то, что слишком много нововведений спускается сверху, поэтому система образования, достаточно консервативная и немобильная по сути, не успевает реагировать, соответствовать новым требованиям. Отсюда постоянная нервозность, непроходящий стресс у руководителей всех уровней, чувство, что все время опаздываешь...
- У нас нет стресса. Наверное, потому что мы идем с некоторым опережением. То есть те новшества, которые вводились централизованно недавно, не были для нас таковыми. К слову, мы самый первый регион, перешедший на ЕГЭ, кто-то боялся, а мы стали быстро набирать опыт подготовки. Третий урок физкультуры тоже был у нас задолго до того, как его ввели по всей стране, сейчас говорят о необходимости возвращения трудового обучения, а оно у нас уже есть. Многих пугает обязательный экзамен по иностранному языку, сдача норм ГТО. Мы же относимся к этому иначе. Я говорю подчиненным: «Нужно начать с себя. Нужно встать во главе перемен и всех повести за собой». Считаю, что любую историю можно сделать красиво. С максимальной пользой не для себя, а для детей.

Досье «УГ»

Светлана ТРУСЕНЁВА родилась в Калининграде. В 1992 году окончила Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «экономика и организация промышленности продовольственных товаров», в 2006 году - Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей по специальности «юриспруденция». С 1995 года работала заместителем начальника управления образования по экономическим вопросам мэрии города Калининграда. С 2002 года - заместитель начальника управления образования администрации Калининградской области. С сентября 2007 года - заместитель министра образования Калининградской области. С марта 2011 года - первый заместитель министра образования. С 29 января 2013 года руководит Министерством образования Калининградской области. Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Калининград