В настоящее время все чаще возникают подобные прецеденты. Для чего учащиеся делают диктофонные либо видеозаписи, чего они пытаются добиться, записав фрагмент образовательного процесса? Разгоревшаяся дискуссия вокруг нашумевшего скандала с диктофонными записями детей и разделившая учителей и родителей на два лагеря, как никогда раньше, заставляет задуматься о том, что есть школа в глазах окружающих.
Как правило, школьное образовательное пространство - это система, закрытая от посторонних глаз. Хотя, если вдуматься, не только от посторонних - чаще всего по факту образовательное пространство сокращается до минимума, который включает в свою систему только педагога и учащихся, настойчиво отделяя при этом родителей. И именно этот факт и является следствием вышеупомянутых действий со стороны родителей. Родители хотят видеть больше, глубже, точнее - всё, всё то, что происходит с ребенком в школе. Некоторые из родителей даже настаивают на осуществлении непрерывной онлайн-трансляции, дабы контролировать образовательный процесс не только дома, но и в образовательном учреждении.
Честно говоря, позицию педагогов и школьной администрации по данному вопросу зачастую понять сложно. Причем даже тем, кто сам «варится в этой кухне». Ведь, с одной стороны, школа призывает, чтобы родители как можно активнее участвовали в процессе обучения. Но с другой - то и дело приходится слышать возмущения педагогов (чаще всего в соцсетях) о том, что родители (о ужас!) постоянно лезут не в свое дело, контролируют учителя! Позиция педагогов: школа лучше знает, что вашему ребенку нужно, а вы не лезьте! Но если что, то спрос будет именно с вас! И вместе с тем педагоги тут же начинают клеймить позором пассивного родителя, который не живет школьной жизнью и дистанцируется от педагогов. Думаю, что данная ситуация знакома всем.
Понятно, что у каждого из нас свои представления о том, как все должно быть. Возникает резонный вопрос: а что значит участие родителя в образовательном процессе в понимании самих педагогов? В понимании многих учителей идеальный родитель - это некое бессловесное слабовольное существо по отношению к педагогам и вместе с тем «карающий меч» по отношению к детям. А все то, что происходит с ребенком в школе, родитель должен знать исключительно с позиции педагога и соответственно должен ее принимать, придерживаться, и если что, то и руководствоваться ею при «назначении» наказания.
Нетрудно догадаться, что позиция педагога и точка зрения ребенка на происходящее, как правило, разнятся. Мало того - они чаще всего противоречат друг другу... Как быть в таком случае родителям, кого слушать, кому верить? Родитель находится в замешательстве. И в данной ситуации позиция педагога, которая гласит: ребенку верить не должны - он фантазер или лжец, а мне, педагогу, виднее, - естественно, вызывает настороженность.
Необходимо отметить, что, как правило, в таком ключе ведутся разговоры именно в данном, обусловленном случае. К педагогу, у которого с родителями доверительные отношения, вряд ли будут предъявляться претензии о необъективности.
 А как быть в данной ситуации?
Некоторые родители дают «задание» ребенку снять урок на камеру или записать на диктофон с целью собственной информатизации и осведомленности обо всех нюансах хода учебного процесса, дабы иметь свое собственное представление. Плюс чтобы было что предъявить «в случае чего». Позиция спорная, но вместе с тем объяснимая.
Достаточно много дискуссий вызвано тем, что дети снимают учителей исподтишка, провоцируя неугодных, для того чтобы впоследствии их дискредитировать. Но если учитель на самом деле профессиональный, объективный, чего ему следует опасаться? Что такого может сказать учитель на уроке, чтобы вызвать возмущение, негодование или недовольство у окружающих? Лично мне данная позиция абсолютно непонятна! На мой взгляд, если я профессионально и тактично веду урок, никого не оскорбляя при этом, то опасаться быть «осужденной» в ходе просмотра роликов с моим участием не стоит, не так ли? И пусть меня осудят коллеги, но данная ситуация должна в первую очередь для нас, педагогов, быть уроком!
Не стоит забывать: мы живем в век высоких технологий и позиция, что мы (педагоги) можем на уроке делать что хотим, ведь все равно никто ничего не узнает, безвозвратно уходит в далекое прошлое. И коль педагога поймали, к примеру, на хамстве, так сумейте отвечать за все сказанные слова.
Но давайте проанализируем ситуацию немного с другого ракурса. Не секрет, что многие учителя и сами бы не отказались от съемок в классе, дабы продемонстрировать родителям, как в школе ведут себя их дети. Ведь известно, что родители часто не верят, что их чадо может, к примеру, срывать уроки. Думаю, многим знакома ситуация. Следовательно, в этом контексте данная политика является абсолютной нормой, так как смещаются ориентиры, и пристальный прицел камеры переходит с педагога на учащихся - учеников снимать можно, педагогов нет... Ведь большинство учителей расценивают это как личное оскорбление, кроме того, подобные действия угрожают несанкционированной съемкой и нарушением авторских прав. Странно. Камера не пулемет, от нее больно не будет!
На самом деле возникают ситуации, когда без «компромата» обойтись сложно, и зачастую именно снятое видео бывает единственным доказательством. Например, это касается школьной травли. Ибо настоящую травлю, как правило, очень хорошо маскируют. Школьники могут придумать миллион способов, выставить жертву школьной травли провокатором. Более того, учитель, как правило, лицезреет уже кульминацию. И на вопрос, кто виноват, поверят тем, кто в большинстве, не особо вникая в суть конфликта. И попробуй догадайся, что было тому причиной. То, что Вася начал драку или, например, что его исподтишка ткнули циркулем в спину? Поэтому в данной ситуации польза записей очевидна. Хотя, конечно, для меня то, что кого-то бьют и при этом снимают на камеру, по-настоящему подло.
По моему мнению, данная тема оказалась особо актуальной, поскольку подобные видео публикуют  в сети Интернет и они в итоге оказываются достаточно рейтинговыми роликами с несколькими тысячами просмотров, следовательно, ролики смотрят, анализируют, принимают ту или иную сторону. Помню, как сама переживала, чтобы по итогам первой школьной практики не стать звездой YouTube, но как-то обошлось.
Действующая школьная политика гласит: ни при каких обстоятельствах не выносить сор из избы; но чаще всего получается, что данная позиция закономерно вызывает обратную реакцию. Показателен тот факт, что сама школа осуществлять подобное действие по отношению к родителям считает нормой. Это выражается в том, что школьная коллегия относится нормально к тому, чтоб «донести» на родителей в известные инстанции... Притом что родителям негласно строго-настрого запрещено сказать, к примеру, в поликлинике, что их сына или дочь избили в школе! Да что избили, даже если ребенок просто упал на ее территории. Причем педагоги и администрация зачастую объясняют или даже запугивают родителей и детей тем, что «вам еще учиться в этой школе». Не надо «играть с огнем», «лезть на рожон», «совать нос куда не следует» и прочее. Здесь, думаю, комментарии излишни.
Надо понять главное: слепого доверия к школе сегодня нет и не будет.
Чем доступнее и доброжелательнее для родителей будут педагоги и школьная администрация, чем доверительнее будут отношения с родителями, тем ниже вероятность того, что родители будут вооружать детей камерами, диктофонами для тотального контроля над всем происходящим. Ибо вполне закономерны вопросы родителей: что же происходит с моим ребенком в школе, куда смотрят педагоги, когда его бьют? И представляется совершенно неясным равнодушие и бездействие учителей по этому поводу.
Современные школы в целях безопасности обросли огромным количеством КПП. Но, честно говоря, у меня сложилось такое впечатление, что на самом деле все это нужно и выгодно самим школам, для того чтобы официально не пускать родителей на порог школы, спрятавшись за турникетами и железными дверями. Тем более известно, что от реальных преступников данные меры предосторожности защищают весьма условно.
Сегодняшняя школа все больше напоминает режимный объект. Достучаться до завуча или директора задача практически нерешаемая. Нет, встреча, конечно, возможна, но только по предварительной записи у секретаря, и то если будет время. У школы нет времени на контакт с родителями. Даже если встреча и состоится, то вряд ли она будет продуктивна. В любой школе все проблемы всегда сводятся к вине школьника, даже если учитель повел себя непедагогично или непрофессионально. В любом случае педагоги и администрация встанут на сторону педагога, проявив солидарность. Зато в различных инстанциях время на родителей есть всегда.
Ярыми противниками установки видеокамер в школах считаются именно педагоги, они чувствуют себя «подозреваемыми» и опасаются сделать неверное движение, лишнее замечание ученику. Именно поэтому установка камер видеонаблюдения в школах должна выполняться с учетом эмоционально-психологического аспекта. Здесь важно добиться баланса между пользой видеонаблюдения и комфортом учеников и педагогов, не нарушив при этом право на гражданскую свободу и Конституцию нашей страны.
#Школа_под_прицелом, #всевидящее_око, #прямые_он-лайн_трансляции, #жизнь_за_стеклом - подобные хэштеги все чаще появляются в социальных сетях, в микроблогах современных учителей, которые эмоционально, с чувством повествуют всему миру о своем негодовании и активно отвергают введение системы видеонаблюдения в общеобразовательных учреждениях... Но все ли так страшно? В конце концов официальное внедрение видеосистемы в образовательных организациях в первую очередь осуществляется для общей безопасности, для безопасности наших детей, педагогов.
В наше непростое время, когда все еще велика вероятность террористических актов, когда в школах 99% учителей женского пола и всего 1-2% мужчин (и тот директор, завхоз да охранник на входе), ввести систему видеонаблюдения просто необходимо! Думаю, стоит задуматься об этом, поразмышлять...

​Дарья СМИРНОВА, студентка, Москва