По традиции обучение в Школе молодого педагога проходит в атмосфере полного погружения в профессию. Каждый день организован так, что не только лекции, мастер-классы и семинары от ведущих педагогов - призеров и победителей Воронежского регионального этапа конкурса «Учитель года России», а также от специалистов обкома Профсоюза образования помогают начинающим учителям постичь тонкости профессии. Даже вечерние дела, которыми традиционно заканчивается каждый день сбора, предлагают его участникам что-то новое и интересное, что обязательно можно будет потом использовать во внеклассной работе или в практике классного руководителя.
Кстати, одним из самых востребованных занятий на «Шмеле»-3 оказался мастер-класс Татьяны Скибо, кандидата педагогических наук, научного сотрудника Воронежской военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, «Работа классного руководителя с родителями». Участники первой и второй Школы молодого педагога не раз говорили о том, что работа с родителями - одна из главных проблем, с которыми сталкивается начинающий учитель, придя работать в школу. Проблема настолько многогранная и часто не имеющая однозначных решений, что каждый раз приходится решать как в первый. Поэтому мастер-класс Татьяны Скибо приняли на ура, а после каждого занятия - их было два - молодые учителя окружали преподавателя и долго потом не отпускали, прося совета, как поступить в том или ином случае. Например, как отучить ребенка употреблять нецензурные слова на уроке или как объяснить родителям, что успеваемость их сына напрямую зависит от родительских отношений: собрались разводиться, значит, ждите двоек и неудов за поведение у ребенка. Сами молодые учителя не раз потом рассказывали, каким важным в их практической работе оказалось знание или незнание детской психологии и взаимоотношений родителей с детьми и как мало внимания уделяется этим вопросам во время учебы в вузе.  
Как и на прошлых сборах, одной из самых дискуссионных оказалась встреча с постоянным гостем Школы молодого педагога, первым заместителем руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галиной Ивановой. По ее словам, одна из главных особенностей «ШМеля Петровича» заключается в его многогранности: «Воронежский обком Профсоюза образования сумел так выстроить работу сбора, что на нем молодые педагоги получают не только знания о работе профсоюза и социальных гарантиях, но, и это очень важно, они учатся тонкостям своей профессии».
В прошлые годы большинство вопросов касалось тем лишней бумажной нагрузки на учителя, повышения квалификации и низкой заработной платы. На этот раз приоритеты немного изменились. Самой обсуждаемой темой оказалось введение стандартов инклюзивного образования и обучение детей с особыми возможностями здоровья. Как реализуется семейная форма обучения для детей с ОВЗ? Что нужно сделать, чтобы у ребенка с ОВЗ появился школьный тьютор? Где обучают тьюторов? Сама Галина Петровна особо отметила вопрос о доплатах педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Вопрос звучал так: «Есть ли доплаты педагогам, которые работают в классах с детьми с ОВЗ? И если в школу приходит ребенок с ОВЗ, расширяется ли штат педагогов в школе или вы доучиваете тех педагогов, которые уже работают?»
По словам Галины Ивановой, сегодня в Воронежском областном департаменте образования, науки и молодежной политики издан нормативно-правовой акт, который предполагает определенный норматив на обучение ребенка, имеющего то или иное заболевание. Например, в обучении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) Воронежская область является пилотным регионом, работающим с такими детьми по специальным программам уже в течение трех лет. На базе нескольких школ созданы ресурсные классы, и норматив обучения на одного ребенка с РАС составляет 612 тысяч рублей в год. В то время как обычный норматив - это 36-38 тысяч рублей в год. Во всех школах, где обучаются дети с ОВЗ, финансирование идет исходя из соответствующих нормативов. В школах вводятся дополнительные ставки педагога-психолога, логопеда, дефектолога, тьютора. Но с обучением последних пока много проблем. Нет федерального образовательного стандарта для подготовки тьюторов, поэтому для них лишь организованы курсы повышения квалификации на базе областного Института развития образования.
Как рассказала Галина Иванова, в этом году в первые классы в школы Воронежской области пришло около 200 детей с ограниченными возможностями здоровья. Школ, принявших этих детей, сейчас в области 108, и, для того чтобы педагоги были готовы работать с такими детьми, Департамент образования и Институт развития образования организовали необходимое обучение педагогов. Этим учителям требуется большая психолого-педагогическая подготовка, более глубокая, чем получают обычно студенты в стенах вуза, и необходимы знания технологии методик работы с детьми с ОВЗ. Если говорить о том, с какими заболеваниями пришли дети, то преобладающее большинство - с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и больше всего с умственной отсталостью. К сожалению, таких детей становится больше. В области работают 23 специальные коррекционные школы, в которых обучаются эти дети. Количество этих учебных организаций не сокращается, но, учитывая, что по новым стандартам и Закону «Об образовании в РФ» родитель имеет право привести своего ребенка с ОВЗ в любую близко расположенную школу, надо понимать, что каждая школа должна быть готова к приему таких детей.
По-прежнему острой темой, волнующей молодых педагогов, остается заработная плата и невозможность приобрести свое жилье. Как рассказали учителя, стимулирующие выплаты за 2016 год не выплачивались сразу в нескольких районах Воронежской области - Воробьевском, Павловском и Таловском. Есть случаи, когда часовая нагрузка у молодых педагогов увеличивается, а зарплата не меняется или даже наоборот - уменьшается на
2-4 тысячи рублей. Объяснить ситуацию подчас не могут ни руководители муниципалитетов, ни руководители образования. Ответ пришлось держать Галине Петровне. Она напомнила присутствующим, что финансовая ситуация каждой школы зависит от количества учащихся. В каждом районе есть крупные школы с большим числом учеников и малокомплектные, в которых администрация района тоже должна обеспечивать необходимый уровень заработной платы. Поэтому, к сожалению, есть такие примеры, когда у сильных, крупных школ «отщипывают» из стимулирующего фонда и отдают средства малочисленным школам. Галина Иванова пообещала разобраться в ситуации.
Молодой учитель из сельской школы рассказал, что недавно услышал о новом проекте строительства жилья по льготным ценам для воронежских учителей. «Появится ли такой проект в районах области?» Тут же выяснилось, что не все знают о льготном жилье в городе, соответственно попросили рассказать подробнее.
Тамара Бирюкова, председатель Воронежского обкома Профсоюза работников  народного образования и науки РФ, ответила, что речь скорее всего может идти о строительстве учительских домов жилищно-строительного кооператива «Учитель». Инициатором этого проекта стал Воронежский обком профсоюза, а основную поддержку оказали правительство области и лично губернатор Алексей Гордеев. В прошлом году были сданы в эксплуатацию три дома на 988 квартир по льготной стоимости квадратного метра в 29 тысяч рублей. Молодые учителя тоже могли войти в состав кооператива и приобрести квартиру в этих домах при условии, что уже отработали в школе три года.
В районах области пока подобных проектов нет, но в 15 сельских поселениях восьми районов работникам образования предоставлена возможность взять землю под строительство жилья, причем бесплатно и независимо от стажа работы. Если эта программа будет востребована, опыт распространят на все районы области. Также есть отдельные примеры, когда освободившееся жилье передавали учителям: в городе Богучаре педагогам отдали 30 квартир, а в Павловске построили дом для молодого педагога.
К сожалению, пока подобные примеры единичны, областной программы, которая помогала бы молодым учителям в приобретении своего жилья, в Воронеже нет.

О «Шмеле» и о себе
Отзывы участников Школы молодого педагога-2017


Саглар Бадма-Гаряевна НОРМАЕВА, учитель английского языка Элистинской многопрофильной гимназии личностно ориентированного обучения и воспитания, Республика Калмыкия:
- Мы живем в очень непростое время реформ, и нам - молодым педагогам, которые недавно окончили вузы, - легче воспринимать новое, адаптироваться к нему. Надо учитывать и то, что молодых педагогов мало, особенно в районах и в отдаленных населенных пунктах. Меня волнует, что через несколько лет их вообще может не быть. Я семь лет отработала в районе, и за эти годы к нам пришло всего два молодых педагога. Надеюсь, что необходимость прихода в школы молодых будет оценена и соответствующая поддержка тоже будет оказываться.

Александр САХАРОВ, учитель истории и обществознания лицея №6 имени Героя Советского Союза Михаила Булатова, Курск:
- Считаю, что сейчас это очень важно. Мир быстро меняется, в Интернете много информационного шума, надо, чтобы дети умели фильтровать эту информацию и правильно ее анализировать.
На сборе мне понравилось, было очень интересно. По организации все здорово, сначала, правда, было много теории, но потом и практические занятия оказались очень полезными. Вечерние дела тоже проходили интересно, при работе с детьми это все пригодится и здесь уместно, все полученные знания можно и нужно применять в работе с детьми.

Воронеж, фото автора