Посмотрел школу. Видно, что среда работает на ребенка. Пообщался с ребятами 9-го класса. Произвели впечатление не показная вежливость, корректность, то есть видно, что в школе реально и эффективно работают над культурой поведения. Предложил ребятам две задачи на их рассмотрение: первая - учитывая богатейшую обучающую среду школы, а именно наличие интерактивной панели, которая во многом способствует другой роли учителя и реализации дистантных технологий образования, решить следующую задачу: видят ли они возможность, что учитель их школы работает с учениками сельской школы, и способны ли сельские ребята учиться в таком режиме? Многие выразили сомнения, считая, что дисциплинирующая роль педагога пока очень важна для любых детей, не важно, сельских или городских. Но во время обсуждения ребята пришли к выводу, что такая форма реальна, но требует дополнительных инструментов. Вторая тема касалась создания механизма реальной конкуренции между учениками сельской и городской школ по индивидуальному договору, когда у ребенка из сельской школы появляется друг-соперник из городской (даже с разными стартовыми возможностями). И очень понравилась мудрая человеческая позиция школьников, которые согласились с тем, что нужно учитывать не оценки, а именно личностный рост в развитии.
Я еще раз убедился: хорошие школы не эгоистичны.

Николай МАХНЁВ, исполнительный директор проекта «Энциклопедия сельских школ России»