Многие воспитанники гимназии учатся и вполне успешно заканчивают престижные московские вузы, как то: МГУ, МФТИ, МИФИ и др. И это убедительное доказательство эффективности и успешности созданной образовательной модели как профильного учебного заведения математического направления. Причем эта модель существует уже в течение продолжительного времени, задолго до актуализации ее в настоящее время. В этом, несомненно, огромная заслуга бессменного директора гимназии №26 Тамары Ивановны Замаховой. Будучи дальновидным руководителем, она смогла еще 10-15 лет назад предвидеть важность и жизненную необходимость профилизации школьного образования. Гимназия №26 является общепризнанным региональным лидером образования. Дух математики царит в гимназии. Начиная с 1-го по 11-й класс одни из любимейших занятий детей - математические: уроки, бои, КВН, брейн-ринги, турниры, которыми живут учителя, ребята и родители.

В последние годы гимназия становится региональным центром по проведению разнообразных олимпиад, турниров как российского, так и международного уровней. Сотрудничество с лучшими учебными заведениями России, Европы, безусловно, способствует оптимизации и совершенствованию образовательного процесса.

Удивительная черта Тамары Ивановны - это умение опережать время. Так, еще до государственных целевых программ по формированию здорового образа жизни, воспитанию гражданина-патриота в гимназии большое внимание уделялось данным направлениям. Гражданско-патриотическое образование в нашей школе также считается одним из приоритетных направлений жизни гимназии. У нас разработана комплексная программа для учащихся 1-11-х классов, начиная с изучения «Конвенции прав ребенка», заканчивая проектами «Мой выбор», «Я - гражданин России, Татарстана» и др. в старших классах. Для учащихся 7-8-х классов был создан спецкурс «Основы гражданских знаний», «Изучение геральдики России». Следует отметить, что востребованность учащимися этих программ налицо, об этом свидетельствует высокий уровень мотивации: так, 100 процентов учащихся 7-8-х классов в ходе анкетирования на входном контроле ответили положительно на необходимость изучения основ гражданских знаний, объясняя это желанием быть полноценным, самодостаточным гражданином, имеющим и знающим права и обязанности гражданина. На вопрос: «Хотели ли вы быть достойным гражданином России?» - ответили утвердительно абсолютно все.

Следует отметить, что кроме знаниевого компонента программы включали ценностно-ориентированные части, формирующие позитивно-гуманистические убеждения учащихся, отражающиеся в их социально активной деятельности, политической активности. После подробного изучения международно-правовых документов - Всеобщей декларации прав человека, Конвенции прав ребенка - у гимназистов сформировался вполне закономерный интерес: как реализуются права детей в нашем городе, каков механизм защиты их в регионе. Такие вопросы обсуждались при встречах с представителями правозащитных организаций, работниками опекунства в городе. Более того, часть ребят решила заняться научно-поисковыми работами по исследованию проблем, связанных с правовой защитой детских прав. Так, Светлана Хасанова темой исследования избрала «Особенности правовой защищенности детей в древнее время и средневековье», Элина Петрова разрабатывает проблему «Реализация прав ребенка в 90-е годы ХХ века в России», Денис Щепетов рассматривает вопросы, связанные с проблемами детской преступности в Набережных Челнах, Маша Шартынова посвятила свое исследование проблеме «Правовая защищенность детей-беженцев, детей вынужденных переселенцев» и др.

Известно, что глубокое воспитание гражданственности невозможно без практической деятельности. Знания усиливают свою воспитательную эффективность, если они используются в непосредственной жизни ребенка. Одним из проявлений формирования гражданской позиции учащихся стала потребность в социально полезной деятельности. Дети создали «Детскую юридическую консультацию» для гимназистов; нравственно-правовой «консилиум» для тех, кто склонен иногда нарушать права других; организовали политический клуб «Гражданин». Спор между физиками и лириками уже не столь актуален, гораздо актуальнее учиться на гражданина России, которыми должны быть и физики, и лирики.

Галюза БОНДАРЕВА,учитель гимназии

Набережные Челны