Как пояснила модератор площадки, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Светлана Писарева, тема для обсуждения актуальна, потому что сегодня выстроено очень много рамок, в которых вынуждена жить школа. Те же ФГОС, которые многими педагогами воспринимаются как некий колпак, внутри которого трудно жить и, конечно, еще труднее творить. Жизнь учителя так зарегламентирована, что о творчестве как о составляющей авторства не может быть и речи. Но нужно понимать, что никакие рамки не отнимут у человека желание быть творцом своей деятельности, причем делать это можно, не нарушая требований образовательного стандарта.
Другой вопрос, что сегодня уже нет такого понятия, как «авторская школа». Оно претерпело существенные изменения. Уже невозможно быть автономной школой со своими идеями и своей концепцией, как это было в 1990-е годы. Кроме того, по мнению директоров школ, с приходом в образование товарно-денежных отношений акценты ставятся не на авторстве как таковом, а на рейтинге школы. Большое значение имеет имидж школы, а не ее оригинальная образовательная позиция. При нынешних попытках прийти к централизации в образовании у авторской школы вообще мало шансов «остаться в живых».
В то же время, как считают многие эксперты, школа может не быть авторской, но каждый учитель - автор своего урока. Важно формировать у него внутреннюю авторскую позицию, причем начиная с обучения в педагогическом вузе. А последующая авторская реализация учителя очень важна, потому что только это станет залогом помощи ученику. Правда, проблема в том, что сегодня достаточно сложно обеспечить учителю условия максимальной авторской реализации.
Другие участники дискуссии высказали мнение о том, что многое зависит от руководителя школы. При этом директор школы может быть автором по формированию, управлению коллективом. Именно он выстраивает ценностно-смысловые основы. Если есть такой лидер, то школа идет вперед и развивается, в том числе в своей инновационной деятельности.
Еще одна часть экспертов пришла к выводу, что относительно содержания образовательных программ автором является весь педагогический коллектив. Сегодня мир слишком открыт, чтобы авторство замыкалось на одном человеке. Нынешнее авторство коллегиально, и, возможно, это не самый плохой вариант.

Санкт-Петербург