По словам директора гимназии «Альма Матер», заслуженного учителя России, председателя Санкт-Петербургского отделения Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ Татьяны Щур, научно-практические конференции в школе проходят уже более 10 лет, однако в год своего 25-летия гимназия открыла новый цикл конференций под названием «Мир школы, школа в мире». Тема отцов и детей стала темой первой конференции из данного цикла.
Почему была выбрана именно детско-родительская тема? Как считает Татьяна Щур, а также идейный вдохновитель конференции член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор НИУ ВШЭ Олег Лебедев, межпоколенческие отношения никогда не теряют актуальности. Проблема преемственности ценностей вечна, как мир, хотя в разные периоды времени она приобретает разные оттенки и нюансы. К примеру, сегодня в отношения отцов и детей вмешивается поляризация общества, и это не может не влиять на внутри- и внешнешкольную жизнь. Взаимоотношения больших групп участников образовательного процесса - педагогов, детей, родителей - изменились. Если раньше педагоги и родители выступали единым идеологическим фронтом, то сейчас «фронтовые» конфигурации различны и многомерны. «Многомерность» - это вообще то слово, которое звучало на конференции чаще других. Выявить и осознать многомерность взаимодействия отцов и детей либо опровергнуть ее существование - именно это предлагали организаторы конференции в четырех креативных лабораториях.
Названия лабораторий были «говорящими»: «Обратный мозговой штурм», «Совместное рисование», «120 комнат», «Метод вымышленных персонажей». Все группы, пришедшие в аудитории, должны были выполнить задания, которые получали. К примеру, в лаборатории «120 комнат» каждый из участников мастерил поделку из подручного материала, где пытался со своей точки зрения отразить роль родителей в школе. У кого-то получались абстрактные существа, кто-то предлагал целую галерею образов, кто-то моделировал тот или иной аспект отношений семьи и школы. Свое произведение участники описывали и объясняли его название. Таким образом, в 120 ячейках разместились и «Невидимый помощник», и «Всеобъемлющая любовь», и «Двуликий Янус», и «Пушистый, колючий, боевой всемогуч», и т. п. Любопытно, что точка зрения детей и точка зрения взрослых в отношении родителей несколько разнились. Почти все ребята увидели или хотели видеть в семье поддержку и опору, в то время как взрослые, особенно педагоги, упрекали родителей в недостаточном внимании к школьным проблемам и к школьной жизни ребенка.
В лаборатории «Обратный мозговой штурм» участникам предложили назвать причины, даже самые нелепые, которые могут вызвать конфликт между отцами и детьми. В качестве примеров были названы: «постоянные наказания», «тотальный контроль», «выяснение, кто кому что должен», «игнорирование проблем участниками образовательного процесса», «постоянный вызов родителей в школу» и т. д. Причины, кстати сказать, находились легко, причем детская аудитория была активнее взрослой. А вот следующим этапом стал поиск положительного решения уже названных конфликтов, поэтому найти антитезы было гораздо труднее. И тем не менее оказалось, что любое противостояние можно преодолеть, было бы желание договориться. Правда, договариваться стало все труднее, поскольку темп жизни в школе и в семье увеличился, и люди просто разучились слышать друг друга.
Проявить художественные наклонности можно было в лаборатории «Совместное рисование». Здесь участники получили задание: нарисовать школу прошлого, школу настоящего и школу будущего, и при этом никто не должен был произносить ни звука. Понятно, что в итоге ни одна из 12 созданных картин не походила на другую, при этом каждая группа после «пленэра» анализировала, каким образом на полотнах отражено взаимодействие отцов и детей. Забегая вперед, можно сказать, что нечто общее у всех полотен все-таки было. Как пояснили аналитики, в школе прошлого участники групп увидели упорядоченность, стабильность детско-взрослых отношений, в школе настоящего во взаимодействие отцов и детей вклинились ОГЭ, ЕГЭ, всевозможные отчеты и проверки. Школу будущего большинство видят как яркую, прогрессивную, в которой наконец-то появляется семья, но зато исчезает... учитель. По мнению психологов, этот факт не может не насторожить, поскольку получается, что значимость педагога в глазах новых поколений существенно снижается.
В лаборатории «Метод вымышленных персонажей» существующие группы разбились еще на несколько групп и попробовали посмотреть на взаимодействие отцов и детей с точки зрения различных сказочных персонажей, например с точки зрения Золушки, Мачехи, отца Золушки и Феи. И вопрос, на который отвечала каждая «сказочная» группа, попался самый насущный: «Для чего Золушке нужно посещать школу?» Чего только не предлагалось в качестве цели: и заполнение досуга, и чтобы быстрее выйти замуж, и чтобы научиться этикету, и т. п. Причем Золушка, со своей точки зрения, видела школу как защиту от Мачехи, а Мачеха, наоборот, оказалась дальновиднее других персонажей, ведь падчерица, выучившаяся и удачно вышедшая замуж, будет ей помогать в старости.
По окончании работы в лабораториях представители аналитической группы, которые наблюдали за происходящим в группах, высказали свои соображения, подведя некоторый итог. Однако, как заметила Татьяна Щур, говорить о результатах пока очень рано, ведь сама конференция - это настоящий эксперимент, оценку которому еще предстоит дать, а также осмыслить всю полученную информацию. В то же время уже можно сказать, что главная организационная задача была выполнена: каждый участник конференции был занят, вынужден был действовать, думать и делать выводы.
Что же касается самой темы конференции, то работа всех групп подтвердила гипотезу о том, что взаимоотношения отцов и детей действительно многомерные. К примеру, дети могут сегодня выполнять роль отцов, учитель может выполнять роль ребенка и отца, родители могут выполнять роль детей. И это лишний раз подтверждает то, что взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса складываются непросто, и чем дальше, тем сложнее будет находить взаимопонимание, если не анализировать ситуацию и не находить совместными усилиями решение.

Мнение

Ирина НЕВАРА, заместитель директора по УВР, учитель английского языка Петровской школы, Петрозаводск:
- На конференции нам были предложены очень интересные формы работы, которые можно использовать в работе с коллегами, родителями, детьми. Это очень ценно. Например, в работе с детьми полезно будет использовать метод обратного мозгового штурма. Дети категоричны, и, мне кажется, их увлечет работа по поиску «про» и «контра».
Что касается темы конференции, то, на мой взгляд, проблема отцов и детей существует, но родители все больше осознают необходимость договариваться со школой, взаимодействовать, понимая, что в одиночку с современными реалиями им не справиться.

Санкт-Петербург