Детская инициатива в приоритете
Названную проблему конкретизировал в своем выступлении руководитель VI рабочей группы главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
- Мы должны понять, - сказал Петр Григорьевич, - как следует изменить ежедневную воспитательную работу взрослого - учителя и родителя. Принципы равноправной коммуникации ребенка и взрослого, реализации права ребенка на активную вовлеченность в принятие социально значимых решений, предоставления ребенку широкого спектра разнообразных возможностей применения его творческих и интеллектуальных сил должны воплощаться на практике полно и ежедневно независимо от местонахождения и социального статуса ребенка. От того, насколько грамотно будет реализована эта задача, зависит, куда и за кем пойдут современные дети и подростки, будет ли это созидательное социальное проектирование или деструктивная деятельность...
Взаимоотношения взрослых и детей, их сотрудничество в рамках РДШ обсуждаются не впервые. Два года назад в Общественной палате РФ проходило расширенное заседание, на котором шла речь о том, каким должно быть Российское движение школьников. Какие у него будут цели и задачи? Что будет с уже сложившимися и ставшими популярными у детей детскими организациями? Не возьмут ли чиновники в свои руки бразды правления этим движением, не зажмут ли инициативу детей, спуская сверху указания делать то-то и так-то? Пока этого не случилось, у педагогов и координаторов детская инициатива остается приоритетом.
Это стало основной мыслью доклада исполнительного директора Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Алисы Крюковой. Алиса Анатольевна рассказала о той работе, которая сегодня ведется в регионах с детьми, учителями и родителями. План действий составлен на основе предложений самих ребят. Взрослые выступают лишь в качестве координаторов. Создаются детские советы - школьные, муниципальные, региональные, - в которых дети работают самостоятельно. Сегодня они действуют в 57 регионах. У РДШ наметилось четыре направления: развитие личности, гражданская активность, военно-патриотическое воспитание и информационно-медийное направление.
Чтобы Российское движение школьников развивалось, ему необходимы умные помощники - хорошо подготовленные вожатые, понимающие интересы и потребности детей, умеющие вовремя и ненавязчиво им помочь. Сегодня их единицы, этот распространенный в прежние годы институт практически утрачен...
Недавно в Санкт-Петербурге прошел семинар-совещание для педагогов-воспитателей и организаторов, а также для вожатых. Представители всех 85 субъектов учились и обменивались опытом, значит, это нужно всем. Теперь такие семинары будут проходить ежеквартально.

Использовать накопленный опыт

В ходе заседания зашел разговор и о структуре Российского движения школьников. Заместитель главного редактора Международного информационного агентства «Россия сегодня» Елена Чепурных считает, что указ Президента РФ о создании этого движения является судьбоносным: «Это победа для тех, кто думает о детях, заботится об их будущем, для тех, кто делает все для того, чтобы дети, вырастая, становились созидательной силой».
Чем оно отличается от детской организации? В трудные 90-е их было создано много, это был самый главный вопрос тех лет. Но это была, как правило, организация, придуманная взрослыми... Тогда еще не пришли к выводу о том, что детскую организацию дети должны создавать сами. А если этого не сделать, она будет не их организацией, а организацией вожатых, учителей, родителей, в которой детей пригласили лишь поучаствовать...
Сегодня, прежде чем объединяться, прежде чем войти в движение школьников, каждая организация должна определить свою роль, свое место в нем. «Именно поэтому, - считает Елена Евгеньевна, - нужно более четко прописать, что дает вхождение в это движение каждому ребенку и организации в целом. Возможно, следует предложить идею, которая привлечет большинство школьников. Хорошо бы при этом учитывать опыт пионерии и комсомола».
Так думают многие. Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Игорь Михеев считает, что необходимо вовлекать молодежь в совместную, коллективную деятельность и при этом нужно соблюдать принцип добровольности вступления в РДШ. Когда-то в пионеры, в комсомол принимали целыми классами, теперь это неприемлемо. Игорь Анатольевич считает, что необходимо вовлекать детей в коллективную деятельность. Если у них появится интересное дело, то они с удовольствием в него включатся.
Так, например, в Татарстане детские организации продолжали активно развиваться и в 90-е годы. Сегодня их в республике больше, чем самих школ. Они первыми вошли в РДШ, удивительно органично в нее встроились, не утратив свою идентичность.
На заседании высказывалось мнение и о том, что при разработке методических материалов обязательно нужно использовать накопленный в регионах опыт, в основе которого лежит детская инициатива. И об этом опыте тоже говорилось достаточно много. Так, Союз пионерских организаций Нижегородской области сегодня объединяет более 150 тысяч детей региона, в нем каждый ребенок получает возможность развиваться, реализовать свои возможности. Об этом рассказал Вячеслав Амосов, председатель Нижегородского отделения РДШ, председатель совета Союза пионерских организаций области.

«Мечтаю стать политиком!»
Оживление в зале вызвало появление на трибуне детей. Они пришли показать свои реально осуществленные проекты. Почему ребятам интересно ими заниматься, пояснила балашихинская школьница Стефания Иветич: «Я ученица седьмого класса, являюсь лидером ученического самоуправления в гимназии и активистом Российского движения школьников. С самого детства я мечтала стать политиком, и именно в РДШ я вижу свое призвание, чтобы помогать своей стране развиваться и дальше».
Школьники из города Балашиха Московской области реализуют необычный проект - он длится уже 25 лет, им занимаются целые поколения детей. Четверть века назад по инициативе местного сообщества здесь на базе сельской школы была воссоздана «Земская гимназия», в которой сохраняются традиции старой русской школы и развиваются современные, инновационные направления, включая информационно-медийное. В него включились не только дети, но и сельская интеллигенция. Гимназия стала одной из пилотных школ Российского движения школьников. Ребята даже провели свой медиафорум, который состоялся в информационном агентстве ТАСС.
Вячеслав Амосов также рассказал о нескольких проектах, которые реализуют нижегородские школьники. «Улица моего города» - это собранная совместными усилиями история родных улиц, их жителей, повесть о прошлом города и его настоящем. А ребята из другой школы Нижнего Новгорода создали свой проект - «Милосердие, порожденное войной» - о госпиталях Нижегородской области времен Великой Отечественной войны, о тысячах спасенных жизней раненых бойцов. Подростки изучили множество документов, прежде чем довести дело до конца. Им было интересно этим заниматься, и это тоже было важное для города и для них дело.
Что нужно современным детям? Осознать свою значимость благодаря участию в различных полезных для общества делах. Научиться понимать, что и от них уже сегодня что-то зависит. И эту причастность к делам социума они чувствуют, если заняты чем-то серьезным и важным. Детям необходимо дать возможность самостоятельно решать многие проблемы, учиться делать выбор и отвечать за его последствия. Научить их разбираться во всем, что происходит вокруг них. Эта мысль стала лейтмотивом заседания.
Подводя итоги расширенного заседания VI рабочей группы, Зинаида Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, отметила: «Мы все взволнованы событиями, произошедшими 26 марта, когда в демонстрациях на улицах городов появились дети, говорившие в микрофон с чужого голоса. Но вскоре в мае, как и в прошлые годы, по зову сердца, по собственной воле тысячи наших детей пойдут и встанут в ряды Бессмертного полка. И те и другие - наши дети. И мы в ответе, куда и за кем они пойдут. Надо помочь им включиться в общественно значимые дела. И тогда они точно не отправятся на митинг, за участие в котором им обещают деньги... Хотелось бы, чтобы подобное не повторилось».

Из проекта решения VI рабочей группы «Дети - участники реализации Национальной стратегии» Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос разработки нормативных документов в целях установления порядка взаимодействия системы образования с детскими общественными объединениями, в том числе с РДШ как одним из субъектов детского движения;
- продумать меры методической подготовки кадрового ресурса системы образования - педагогов-организаторов, вожатых, инструкторов, волонтеров - по вопросам социального проектирования.
Рекомендовать Федеральному агентству по делам молодежи (Росмолодежь) совместно с Координационным советом РДШ:
- организовать широкое обсуждение с участием экспертного сообщества проблем становления РДШ, конкретизации его целей и задач, выработки механизмов взаимодействия с уже существующими детскими общественными организациями.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принять меры по оказанию содействия становлению открытой социально-педагогической системы взаимодействия образовательных организаций с детскими общественными объединениями и организациями.