Продолжение. Начало в №10-14

Спросил школьный психолог Жан:
- Учитель, что нужно, чтобы приблизить Школу Будущего?
Учитель ответил:
- Для приближения Школы Будущего вам следует уже сейчас наполнять образовательный мир величайшими энергиями, которые в течение многих веков открывали классики мировой педагогики и творческие учителя. Они противопоставляли их отрицательным энергиям недоверия, авторитаризма, принуждения, раздражения, которые до сих пор господствуют в сложившейся традиционной практике образования.
Высшим энергиям суждено устремить молодое поколение по пути вечного познания и самоусовершенствования. Их должны излучать вы сами и наполнять ими всю жизнь ваших учеников. Вот они:
энергия учительской любви и духовной общности;
энергия сотрудничества и сотворчества;
энергия радости успеха и познания;
энергия веры и надежды;
энергия свободы;
энергия общения на равных;
энергия понимания будущего и поиска смысла жизни.
Возвеличивайте в каждом ученике дух и культуру, благородство и великодушие, преданность и служение общему благу.
Устремитесь сами к Школе Будущего, и Школа Будущего устремится к вам. Вам надо жить сегодня, как завтра.
Опять спросил психолог:
- Учитель, скажи о психологии наших учеников.
Учитель ответил:
- Традиционное педагогическое сознание давно закрепило практику силового, авторитарного подхода к детям. Это стало причиной многих неразрешимых проблем в образовательном процессе: ученики учатся неохотно, не любят выполнять домашние задания, проявляют непослушание, склонны к дурным привычкам. Для принуждения детей к учению, к дисциплине, к нравственному поведению разработано огромное количество способов и санкций.
Каковы психологические предпосылки авторитарного педагогического сознания? Они ложные, средневековые. Они гласят: в ребенке от рождения присутствует злое начало, и его надо раздавить; учиться и воспитываться он сам не захочет, потому его надо принуждать. И все это ради его же блага. И получается, что икусственно создается психология конфликта.
Эти ложные постулаты были закреплены длительной практикой и даже обнаучены, в силу чего сегодня многим кажется, что в них истина. Сложился авторитарный тип учителя: требовательный, строгий, начальствующий, формальный. Он преподаватель-предметник, урокодатель. Главное его требование к ученикам - чтобы они слушали внимательно на уроках, подчинялись его воле, выполняли его задания, не перечили ему, вели себя порядочно, соблюдали заведенную дисциплину.
Получается, что ложный психологический постулат породил противоречащую детской природе образовательную практику.
Как это можно исправить?
Современная психология знает о прирожденных устремлениях взрослеющего человека. Их много. Среди них есть страсть к развитию со своим законом познавательных, волевых, физических трудностей; страсть к взрослению со своим законом общения со взрослыми на равных; страсть к свободе - тоже со своим законом свободного выбора.
Они могут составить психологию согласия, если вы примете их в качестве основы для построения своего творческого педагогического процесса.
Оплодотворите эту психологию понятием духовности, сделайте любовь, красоту и сотрудничество ведущими принципами вашего общения с учениками, и у вас зародится духовная общность с ними, ваш педагогический процесс станет гуманным, а не авторитарным.

Спросил старый учитель:
- Что скажешь об оценках?
Ответил Учитель:
- В вашей речи вы путаете две вещи: отметку и оценку. Говорите об оценках, но имеете в виду отметки. Оценка - это процесс с развернутыми комментариями, тогда как отметка есть материализованный представитель оценки. С помощью школьной отметки трудно судить, в чем преуспевает и в чем затрудняется ученик. Но отметки завладели правом представлять ученика как личность: в зависимости от отметок он или хороший, или плохой, или с радостным будущим, или с мрачным. Социальное окружение ученика судит о нем через отметки, которые он получает от вас, и выстраивает к нему соответствующее отношение.
Отметки - костыли хромой педагогики, они тромбы в познавательной деятельности ученика.
Примените психологию согласия, и отметки станут анахронизмом, никому не нужными вещами.
Но что касается оценки, она есть качество личности: с помощью оценочной деятельности человек регулирует всю свою жизнь, корректирует, совершенствует и двигается дальше. И очень важно, чтобы он не только выслушивал чужие оценки о своем продвижении, но сам владел оценочными суждениями и умел делать выводы о своих успехах и неуспехах. И это не только в отношении продвижения в учении, но и в отношении нравственных поступков, духовного роста. Полноценная оценка - первичное условие постоянного самоусовершенствования.
Откажитесь от отметок, но взращивайте, воспитывайте и развивайте в учениках оценку и самооценку, закладывайте в них лучшие эталоны, вкусы, помогите выработать мировоззрение, обрести смысл жизни.

Сказала Варвара, учитель словесности:
- Расскажи о Слове.
Учитель от Бога ответил:
- Слово есть кораблик мысли, так сказал Мудрец. Оно принадлежит всем и никому. Но как только Слово войдет в гавань вашего сердца и разума, где оно заполнится вашими чувствами и мыслями, а потом выплывет из нее, Слово это станет отражением вашей сути, частицей и зеркальцем вашего внутренного мира.
Сила влияния Слова на окружающих не в самом слове, а в ваших мыслях, вашей сущности, которые вы в него вложили. И в зависимости от того, вынесли Слово из доброго или из злого сердца, оно будет творить добро или зло. Потому сказано: «Словами вашими будете оправданы и словами вашими будете осуждены».
Истинное назначение слов и речи в том, чтобы человек мог выносить на белый свет дары своего светлого духа и тем самым делать жизнь красивее: кому-то принести спасение и радость, кого-то избавить от заблуждений, кого-то одарить знаниями, кого-то обласкать и утешить, в ком-то укрепить веру и надежду, а в целом - утверждать истину и наполнять пространство эманациями любви, доверия и единения.
Грех пользоваться Словом, чтобы лгать и обманывать, клеветать, доносить, хамить и грубить, осуждать, сплетничать, злить, надсмехаться, унижать, причинять боль, строить интриги, бранить и ругаться. Грех сквернословить.
Грех произносить Слово, но глумиться сознанием; молиться Словом, но молчать сердцем; говорить Слово за здравие, но в душе желать иного.
Вам, учителям словесности, следует позаботиться об облагораживании и одухотворении сердца и разума своих учеников и лишь на этой почве развивать в них умение владеть Словом во благо, а не во вред.

Учитель словесности попросил:
- Учитель благий, что для этого нужно?
Учитель ответил:
- Вносите в программу те знания, умения и отношения, целостность которых составляет суть речевого воспитания учеников.
Так, звучание слов должно быть прекрасным, выразительным, располагающим; чувства ощущаются не словами, а их звучанием.
Важны не заученные слова, а слова, в которых человек свободно выражает свои чувства и мысли. Не словами, но мыслями и делами движется мир; когда лучшие слова претворяются в действие, то исполняется высшая воля.
Слово и дело не должны расходиться, надо уметь нести ответственность за свои слова.
Нужно научиться понимать без слов, молиться без слов; убеждают не слова, но сердце, искренность, преданность, любовь. Слова, не соответствующие внутреннему состоянию чувств и мыслей, пусты.
Общение держится не только на словах, но на взгляде, на улыбках, на понимании, на сорадовании и сострадании.
Надо уметь не только говорить, но и молчать; надо знать, когда говорить, а когда нет.
Не применять слово, значение которого не понято.
Спросится с каждого не только за злые слова, но и за не произнесенные в нужное время спасательные добрые слова.
Следует держать речь чистой от лишних, злобных, наглых, недопустимых, непозволительных, неуместных, скверных, опасных слов, от слов осуждения и отрицания, от слов-паразитов.
Дайте ученикам задание собирать старинные слова, образные речевые высказывания, составлять словари духовных, нравственных понятий, словари о любви, о дружбе, о честности, о доброте, о мужестве.
Упражняйте учеников в составлении целых высказываний по одному данному слову, выражая в них свои мысли и чувства; так вы получите «узор духа», что даст вам возможность проследить направление мыслей ученика.