За несколько часов до объявления имен победителей по центральной улице Суздаля, носящей имя Ленина, прошла колонна сказочных героев, пара десятков Винни Пухов и других мультперсонажей. Шествие удивительно напоминало демонстрацию советской поры, только вместо портретов членов политбюро несли картонки с физиономиями героев любимых мультфильмов. Состоялась акция по инициативе местных властей в честь 100-летия со дня рождения классика отечественной анимации Федора Хитрука.
Президентом фестиваля на пятидневный срок стал режиссер Антон Дьяков. Выбран он был народом год назад, когда его «Питон и сторож» победил в профессиональном рейтинге. В Суздале порядок такой: признали тебя лучшим друзья-товарищи - царствуй. Власти никакой, зато почет и уважение.
В этом году на первой позиции у коллег оказалась изумительная графичная картина «Среди черных волн» Анны Будановой, набравшая 203 голоса. Значит, президентом Суздальского феста через год быть Анне. Ее же картине жюри под руководством режиссера Валентина Телегина присудило Гран-при. Буданова - яркая представительница екатеринбургской анимационной школы. Она обратилась к северной легенде о душах утонувших, ставших обитателями морских глубин. Шкуру девушки-тюленя похитил брутальный охотник и насильно взял красавицу в жены. Она родила ему ребенка, а потом бросилась в прорубь - вернулась в родную стихию, оставив дитя на попечение отца. Против природы, как известно, не пойдешь...
Вообще екатеринбургская анимационная школа держит марку. Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм получила картина «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева, навеянная китайскими мотивами, сделанная при участии студентов Поднебесной на высочайшем художественном уровне и словно замкнутая в собственном мире. Дмитрий Геллер тоже из Екатеринбурга, там сформировался и теперь работает в Москве и Китае. Гильдия киноведов и кинокритиков России отметила эту картину призом «Слон», а мэтры вручили приз имени Татарского.
Спецприз жюри присудило Елизавете Скворцовой за изысканную картину «Джони-Бони-Б» с формулировкой «за чувственность и гармонию выразительных средств». А основана она на поэтических образах Эдварда Лира. Второй спецприз достался Светлане Андриановой с трогательной картиной «Два трамвая» - «за поэтичность». Фильм сделан по мотивам стихотворения Осипа Мандельштама. Его героями стали мать и сын - трамваи довоенного Ленинграда.
В номинации «Лучший фильм для детей» победил «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной из новогоднего выпуска «Веселая карусель» - фирменной продукции «Союзмультфильма». Да, «Карусель», как и детская анимация, вернулась! Олеся Щукина рассказала о смелом бельчонке, который впервые в жизни катится на санках с огромной горы. Летит пулей целые 4 минуты экранного времени, но за ним интересно наблюдать, столько эмоций он переживает! Лучшим студенческим фильмом жюри назвало «The square» Якова Круговых. Впрочем, оказалось, что за брутальным именем скрывается Варя Яковлева: поскольку среди авторов сейчас в основном барышни и анимация становится девичьим делом, то представительницы слабой половины человечества все чаще выбирают себе мужские псевдонимы.
Лучшим полнометражным фильмом стал «Смешарики. Легенда о золотом драконе» Дениса Чернова, но уже решением другого жюри, отвечавшего за коммерческую анимацию, во главе с Натальей Дабижа. Как и год назад, эта продукция мало порадовала. Часто она чудовищна по сути, а ее создатели озабочены лишь кассовыми показателями, да еще взяли курс на псевдопатриотизм.
Зато повеселили истории, возникающие в головах у молодых аниматоров. У кого-то холодильник разместился внутри Царь-колокола. Кто-то снял автобиографический фильм про похороны котика «Родная душа» по детским воспоминаниям. «Кэндиленд» Даниила Сафонова про зуб мудрости, пораженный кариесом. Александра Лукина сначала удивилась цифрам - количеству колдунов в Москве, которых, по последней переписи населения, больше 30 тысяч, а потом сняла фильм «Злой колдун» о ведьмаке, который хотел навредить длинноногой красавице, но невольно устроил ее личную жизнь. Любопытно было узнать и о молодом, но уже известном аниматоре Иване Максимове, у которого есть подражатели. «Альтернативная прогулка» Максимова, участвовавшая в конкурсе, рассказывает об одной прогулке не по правилам. Поучаствовал Иван и в альманахе «Возьми любой момент из детства». Семь его авторов в 6 минут 20 секунд уложили забавные четверостишия с орфографическими ошибками. Продолжила тему Наталья Грофпель в двухминутном фильме «Кто такой Лексикон?». Он основан на книге живущего на Бали серфера и поэта Никиты Замеховского-Мегалокарди, который сам читает закадровый текст о борьбе со словами-паразитами.
Но молодых не только хвалили. Мастера критически обсуждали увиденное. Юрий Норштейн обратил внимание на звуковой ужас, царивший почти во всех фестивальных опусах: «Такое ощущение, что все потеряли слух».
И все-таки позитива было куда больше, чем разочарований. Каждый фестивальный день начинался с «Утренней зарядки» - просмотра фильмов детских анимационных студий страны. В рамках делового сектора обсуждались перспективы их развития, организовали ярмарку сценариев детских писателей. Ежедневно работала анимационная студия «Мультенок», где ребята рисовали, под руководством взрослых создавая один на всех мультфильм. Их творение и стало ярким финальным акцентом церемонии закрытия фестиваля.

Топ-3 Открытого российского фестиваля анимационного кино:

    «Среди черных волн» Анны Будановой.
    «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева.
    «Джони-Бони-Б» Елизаветы Скворцовой.