На межрегиональном форуме учителей в Петрозаводске, о котором «УГ» уже рассказывала (№6 от 7 февраля 2017 года, «Революция или бег на месте?»), Ольга Христофорова презентовала этот опыт учителям Карелии, Москвы и Петрозаводска.
- Однажды осенью нужно было отправить пакет с письмами через Почту России в Лоухи. Я не успевала. С разрешения родителей отправлять письма пошла участница проекта Элеонора П. Взяла пакет, деньги и пошла. Отстояла очередь. Письма взвесили и... Денег не хватило. Что делает девочка? Она бежит домой (живет в соседнем доме с почтой) и... разбивает копилку. Возвращается на почту и отправляет письма одноклассников лоухским друзьям. Вечером родители поддержали решение дочери. Вопрос: какие УУД и метапредметные результаты формируются данным поступком 12-летнего ребенка? С такого вопроса Ольга и начала свое выступление.
Формирование универсальных учебных действий посредством реализации проекта KAVEREITA.
Личностные:
    готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
    участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях;
    готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
    умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты;
    готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
    потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
    умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
    устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные:
    целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
    самостоятельный анализ условий достижения цели;
    планирование пути достижения целей;
    установление целевых приоритетов;
    умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
    умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
    осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия, актуального контроля на уровне произвольного внимания;
    адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
    освоение основ прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные:
    учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
    формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    устанавливание и сравнение разных точек зрения до принятия решения и осуществления выбора;
    аргументирование своей точки зрения, умение спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
    умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
    умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
    адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью, умение строить монологическое контекстное высказывание;
    умение организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
    умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать;
    работа в группе - умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
    владение основами коммуникативной рефлексии;
    использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
    отображение в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные:
    владение основами реализации проектно-исследовательской деятельности;
    проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
    осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
    осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    умение давать определение понятиям;
    умение устанавливать причинно-следственные связи;
    осуществление  логической операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
    умение обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
    умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Более подробно о том, как проект реализуется, можно прочесть на сайте «УГ» http://www.ug.ru/news/20505 и http://www.ug.ru/news/20779.

Досье «УГ»

Ольга Христофорова - учитель финского языка школы №3 с углубленным изучением иностранных языков - ассоциированной школы ЮНЕСКО. 24 марта во Дворце творчества детей и юношества состоялась церемония награждения победителей и лауреатов городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года»-2017. Ольга Викторовна победила в номинации «Учитель родного языка». И это неудивительно! Педстаж Ольги Викторовны - 26 лет, почти 20 из них она работает в школе №3, где не просто учит, а почти живет. Здесь учится ее старший сын Егор, а младший, Тимофей, пойдет в первый класс осенью 2017 года. Так что об увлечениях современных детей, их потребностях и мечтах Ольга знает, как говорят, из первых рук. Ольга Викторовна - человек неравнодушный, классная мама, она умеет объединить, подсказать, найти подход даже к самым необычным детям. Общение по скайпу, в соцсетях или выполнение заданий с помощью дистанционных технологий - все это готова сделать Ольга Викторовна для ребят, чтобы они не просто знали, а любили финский. Ее ученики готовы, кстати, не просто зубрить, а учить так, чтобы общаться со сверстниками из России и Финляндии, а многие ее ученики мечтают получить образование, связанное с работой переводчика и учителя. Почему? Может быть, от того что с любимым педагогом можно и кино на финском посмотреть, и песню современную выучить, а если совсем уж повезет, то и съездить в соседнюю страну на каникулы или выходные, ведь самый близкий и небольшой финский городок - Йоэнсуу - находится в шести часах езды на автобусе.

​Ольга ХРИСТОФОРОВА, учитель финского языка ассоциированной школы ЮНЕСКО, средней школы №3, Петрозаводск