Универсальная технология для воспитания детей
Во все времена педагогов, ученых, естественно, и родителей, волновал один и тот же вопрос: как активных, энергичных подростков оторвать от безделья, как включить их в полезную созидательную деятельность, которая и им, и окружающим приносила бы пользу? И вот на стыке ХХ и XXI веков такой способ был найден. Был разработан метод социального проектирования «Гражданин», который стал основой Всероссийской акции «Я - гражданин России». Она быстро получила популярность и у детей, и у взрослых. Школьникам нравилась самостоятельность в выборе очередного полезного для общества и увлекательного для них дела.
Увлечение социальным проектированием было массовым. Ряды участников Всероссийской акции «Я - гражданин России» постоянно пополнялись. Ребятам нравилось быть причастными к взрослой жизни, помогать социуму решать важные для него проблемы. Но в последние два года число участников стало снижаться. Такая универсальная для воспитания детей технология стала не очень востребованной. Как вернуть ее значимость? Какие проблемы для этого нужно решать? Об этом шел разговор на заседании, которое состоялось в Совете Федерации.
Тон обсуждения был задан во вступительном слове главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, руководителя VI рабочей группы.
- Гражданское воспитание детей и подростков, - подчеркнул Петр Григорьевич, - одна из важнейших задач российской системы образования. Ее не решить одними лишь уроками обществознания и преподаванием теории. Наиболее действенным и грамотным подходом здесь может быть только практический, основанный на универсальной технологии социального проектирования. Международное исследование граждановедческого образования показывает, что значительное число юных российских граждан в возрасте 14 лет готовы участвовать в жизни страны, делать свой выбор и принимать общественно значимые решения.
Об этой решимости, как бы мы ни оценивали подобные события, свидетельствуют и так называемые воскресные гуляния, которые прошли по всей стране 26 марта, когда, по разным данным, на улицы десятков городов страны вышли десятки тысяч человек. Основную массу здесь составляли дети и подростки. Можно ли допустить, чтобы различные силы целенаправленно и открыто или путем психологического управления при активном отклике социальных сетей формировали у них наиболее выгодные для них взгляды и тем самым толкали несовершеннолетних к проявлению агрессии и социально опасного поведения? Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы говорит этому однозначное «нет». Вовлечение детей в противоборство политических сил недопустимо.
Психологам и экспертам еще предстоит детально проанализировать, что стоит за недавними выступлениями подрастающего поколения. Какова мера их осознанного участия в этих событиях? Чего не смогли сделать взрослые из их ближайшего окружения - родители, учителя, - чтобы школьники могли реализовать свое активное желание выразить гражданскую позицию? Есть мнение, что дети таким образом показали, насколько им не хватает налаженной уважительной коммуникации на равных с теми, кто старше, опытнее и мудрее...
Одна из важнейших тем, которые сегодня необходимо обсудить, - «Всероссийская акция «Я - гражданин России» как эффективный ресурс социализации детей и юношества: опыт, проблемы, перспективы».
Мы должны понять, как следует изменить ежедневную воспитательную работу учителя и родители. Как реализовать право ребенка на активное участие в жизни общества, право быть вовлеченным в принятие социально значимых решений, право полно и ежедневно проявлять свои творческие и интеллектуальные силы на практике.
От того, насколько грамотно будет реализована эта задача, зависит то, куда и за кем пойдут современные школьники, будет ли это созидательное социальное проектирование или деструктивная деятельность.
У нас есть выверенные технологии, актуальные методики и образовательные продукты, проверенные практикой и доказавшие свою эффективность. Всероссийская акция «Я - гражданин России» имеет длительную историю, внушительный масштаб и по-настоящему широкий охват. Суть проекта, его социальная значимость и необходимость - в воспитании гармоничной личности современного ребенка. Независимо от места его проживания и социального статуса он активно участвует в жизни общества, принимает решения, видит результат своей деятельности и несет за это ответственность.
Зинаида Драгункина, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, секретарь Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, начала свое выступление с ответа на вопрос, который задают часто в последнее время, о том, что будет дальше.  
 - В канун Нового года на встрече с Президентом Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко предложила инициативу - объявить Десятилетие детства в нашей стране, начиная с 1 января 2018 года. Эта инициатива была поддержана президентом. Хочу также вам сообщить, что очередное заседание Координационного совета пройдет в «Артеке» в день его рождения - 16 июня. Не стоит думать, что сегодня мы можем увидеть все болевые точки, все острые проблемы, все возможные вызовы, которые возникнут в предстоящие десять лет. Поэтому каждые три года мы будем корректировать нашу программу в соответствии с принимаемым каждые три года бюджетом. Тогда все у нас должно срастаться. Во всяком случае, так мы договорились с финансистами.
Второе, о чем я хотела сказать. Когда мы с Петром Григорьевичем начали обсуждать этот день, 4 апреля, я, во-первых, очень порадовалась его затее, потом, когда посмотрела внимательно списки приглашенных, еще раз порадовалась, какие разные люди приглашены - до боли знакомые имена и совершенно новые. Я очень хочу попросить всех вас лично подумать о том, каким должно быть, на ваш взгляд, Десятилетие детства, и прислать в комитет на мое имя свои предложения. Обещаю, мы их при окончательном формировании программы обязательно учтем.
И еще. По поводу учителя. Я не устану повторять, что всегда этим гордилась, что моя профессия, которую я выбрала, зовется учителем, что первой строчкой в моей трудовой биографии значится школа. Мне очень было трудно вместе с коллегой Виктором Мельхиоровичем Крессом добиться, чтобы сюда на «час эксперта» был приглашен учитель. Обычно туда приглашают академиков, докторов, профессоров, светил мировой и отечественной науки. И вот недавно за трибуну встал народный учитель Александр Геннадьевич Сайбединов из поселка Светлого Томской области. Он преподал нам, как я говорю, Урок с большой буквы. Вот он пишет: «Не сказанное вовремя - упущенное время. Не сказанное совсем - время, потраченное впустую. Эти слова я когда-то сказал своим ученикам. Они и сейчас крайне важны и очень актуальны». И далее. «Из окон нашей школы, находящейся в самом центре России, в Томской области в поселке Светлом, пусть и не видно Садового кольца и сияющих небоскребов, зато хорошо видно Вселенную». Он призывает каждой своей строчкой найти себе место и дело по душе. Он воспитывает своих учеников, уделяя нравственной позиции, эстетическому воспитанию, эмоциональному воспитанию огромнейшее внимание. Мне кажется, все то, о чем говорил Александр Геннадьевич, созвучно повестке нашего расширенного заседания.
Анализируя сложившуюся ситуацию, мы приходим к выводу, что одна из самых больших бед - это правовая неграмотность не только наших подростков, но и нас, взрослых. Поэтому мы поддержали в Совете Федерации идею Союза молодежи и выпустили «Азбуку молодого гражданина». Такая простая и такая надежная брошюра. У меня шесть внуков, в воскресенье мы садимся в круг, кроме того, кому три года, и читаем, и уже по два раза, и отвечаем на вопросы. Я благодарю вас за работу, которую вы все делаете на своем месте. За работу во благо наших российских детей, во благо нашего будущего.
Виктор Кондрашин, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, отметил, что будущее страны во многом зависит от того, какими вырастут наши дети. А это зависит от государственной политики, которую проводит государство. Очень важно воспитать их здоровыми, физически развитыми, достойными гражданами, любящими свою Родину. Нужно сегодня создать такие условия детям, чтобы они могли самореализоваться.

Универсальная модель для школы
Кандидат педагогических наук Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», в своем докладе говорила о главной задаче школы - формировании у детей и подростков активной гражданской позиции.
- Хочу отметить, что Национальная стратегия действий в интересах детей и ход ее реализации в течение пяти лет оказали влияние на работу школы, - сказала Ирина Георгиевна. - Были приняты несколько важных документов, в которых звучит тема гражданственности. Это Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, в которых определен комплекс действий, направленных на воспитание подрастающего поколения, где также подчеркнута роль активной социализации через включение воспитанников в различные виды социальных отношений.
Какие же ресурсы уже имеются, чтобы эффективно решать данные проблемы? Одним из таких средств, доказавших свою эффективность на протяжении целого ряда лет, стало социальное проектирование школьников. Эта технология наиболее активно и массово стала внедряться в России на стыке веков, когда российская школа остро испытывала потребность в усилении внимания к проблемам воспитания.
Проектная деятельность учеников может быть реализована как на занятиях обществоведческих и гражданско-правовых циклов, элективных курсах, классных часах, так и в учреждениях дополнительного образования, общественных детских и молодежных объединениях. Социальные проекты позволяют ребятам соотнести общие представления о тенденциях развития общества, полученные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, а также их друзья, семья, учителя. Работая в одной команде со своими сверстниками и со взрослыми, они иначе начинают смотреть на мир, по-новому осмысливают социальные и политические события и все то, что их окружает.
 Вот уже 16 лет в системе образования России существует феномен ежегодного смотра гражданской инициативы тысяч активных молодых граждан нашей страны. В 2006 году акция вошла в контекст приоритетного национального проекта «Образование», и по итогам финалов акции в номинации «Поддержка талантливой молодежи» ежегодно определяются 15 лидеров лучших школьных проектов.
Можно сказать, что детское социальное проектирование превратилось в заметное движение юных россиян, стремящихся своими силами создавать благополучие для себя и окружающих и таким образом менять облик своей страны.
Однако в последние годы в организации акции появились сложности, которые заметно снижают ее значение и потенциальные возможности. Примерно с 2014 года, когда в регионах интерес к акции по-прежнему сохранялся и даже нарастал, на федеральном уровне он начал ослабевать. Подготовка и утверждение очередного положения о проведении акции стали запаздывать, не стало такой нужной структуры, как оргкомитет. Недостаточная информационная и консультативная работа с регионами, дефицит научно-методической помощи, многочисленные бюрократические и финансовые преграды и многое другое привели к сокращению числа регионов - участников акции (если в 2001 году было 50 регионов, то в 2016 году - 16). Это отразилось и на качестве проектов, их технологичности.
К сожалению, кураторы со стороны Министерства образования и науки РФ не в полной мере осознали все перспективы и возможности этой акции, не сочли нужным воспользоваться уже накопленным опытом и зарекомендовавшими себя технологиями его проведения, дистанцировались от основных организаторов и инициаторов проекта, передав его подведомственному центру с иным профилем деятельности. Потом он оказался в руках частной фирмы с многофункциональной направленностью... В 2016 году она была проведена, но как-то тихо, вяло, без широкого общественного звучания, больше для «галочки», чем для серьезного анализа результатов и динамики развития.
 В самих субъектах Российской Федерации практически прекратилось проведение семинаров, тренингов, конференций для педагогов по методике социального проектирования, вопросам развития Всероссийской акции «Я - гражданин России». Изменились формат и место проведения финала акции. Вместо 21 дня профильной смены в ВДЦ «Орленок» и 2-3 недель в «Смене» финалы стали проводиться в Москве за 3-4 дня, когда подчас школьникам и педагогам не хватало времени на подготовку выступлений, общения с организаторами акции, членами жюри для обсуждения проблем развития акции, что в значительной мере формализует этот проект и превращает акцию в большей мере в празднично-развлекательное мероприятие.

Альтернативы социальным проектам нет и не будет
За годы существования Всероссийской акции в регионах реализованы десятки тысяч социальных проектов: восстановлены многие исторические памятники, благоустроены уголки родных сел и городов, спасены от уничтожения уникальные островки природы, увековечена память героев-земляков, а главное - выросло и возмужало целое поколение молодых людей, умеющих компетентно выявлять актуальные социальные проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное в команде с единомышленниками.
Именно об этом говорили участники совещания, которые руководят этими процессами у себя в регионе. По мнению Николая Коваленко, заведующего Центром гражданского воспитания в Брянской области, альтернативы технологии «Гражданин» нет и не будет.
За эти годы в регионе были изданы 24 пособия «Золотые уроки учителей граждановедения», которые не только знакомили молодых, начинающих педагогов с этой технологией, но и учили применять ее в работе с детьми. В этом в Брянской области социальное проектирование развивается: раньше было за год 150 проектов, теперь - 300. Это конкретный результат, реальные дела детей. Но есть и проблемы, и их надо решать. Иначе такая эффективная форма воспитания без поддержки местных властей будет затухать.  Вместе с ним приехали учителя дятьковской школы №5 Людмила Манаенкова и Оксана Постникова, а также их ученики, которые представили свой новый проект «Дятьковский маршрут «Точки памяти». Людмила Владимировна сказала, что детям очень нравится заниматься проектами. Она и ее ученики представили свой новый проект. Его лейтмотив: «Подвиг жив, пока о нем помнят. И это зависит от нас». Ребята установили возле памятников участникам Великой Отечественной таблички, привели их в порядок. Подготовили юных экскурсоводов, которые теперь могут провести интересную экскурсию по историческим местам города.
Заместитель директора тверской школы №17 Элина Пичугина вместе со своими воспитанниками презентовала проект «Чтобы помнили». У них возникла идея - восстановить памятники своим землякам, захороненным в Латвии. Написали в рижскую школу №95, ребята которой стали их помощниками. Первый раз юные тверичане поехали в Ригу, чтобы отыскать могилы своих земляков, участников Великой Отечественной. Через год была вторая поездка. И вот проект продолжается уже 8 лет. Начинали его одни ребята, которые теперь уже и вузы успели окончить, а продолжают другие. И им тоже помогают. И будущим летом юные жители Твери снова собираются в Ригу, чтобы поклониться своим землякам, погибшим за освобождение Латвии.
Наталья Болгова, учитель московской школы №1494, и ее воспитанники разработали проект «Дорожная азбука» для учеников начальной школы. Его авторы - Дарья Денисова, Софья Тюлякова, Роман Чалик. Они выбрали эту тему, потому что их обеспокоили частые случаи ДТП с участием детей. Ребята задумали выпустить дорожную азбуку в игровой форме. Разработали практические упражнения для младших детей, «дорожные карты», викторины, мини-мультики. Провели конкурс рисунков и чтецов. А еще подготовили пособия - пазлы, раскраски, игры. Все управы Северо-Восточного округа разместили у себя на сайте информацию об этом проекте.

Открыть новые горизонты
Естественно, что на этом совещании шла речь не только о том, что важно, чтобы социальные проекты «Гражданин» охватили как можно больше школьников страны, но и о том, что это движение следует развивать и дальше, а также осваивать новые направления. Это прозвучало в выступлении Игоря Михеева, директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России. Игорь Анатольевич сообщил, что в прошлом году число участников в социальном проектировании составило 500 тысяч, это немного, потому что у нас школьников 4,5 миллиона. Предложил ввести новые направления в проектную тематику, скажем, предпринимательство. Бизнесменов нужно начинать растить еще в школе. И еще он высказал пожелание - пусть эта технология придет и в села.
А директор пензенского финансово-экономического лицея №29 Константин Уланов сообщил, что у них реализация многих проектов требует хорошего знания финансовых, экономических проблем. Константин Николаевич уверен, что изучение экономики без формирования гражданских качеств у подростков невозможно.
Профессор Института дополнительного образования МГПУ Андрей Иоффе уверен, что акция «Гражданин» воспитывает два необходимых качества личности - патриотизм и гражданственность. Создавая свои проекты, дети учатся взаимодействовать друг с другом и, что особенно важно, с представителями местной власти, с предпринимателями и бизнесменами.
Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики», считает, что необходимо в социальном проектировании опираться прежде на инициативу детей, ограничив инициативу взрослых.
Ведущий специалист по учебно-воспитательной работе МПГУ Людмила Бычкова рассказала, что, по ее наблюдениям, ребята, занимающиеся социальным проектированием, превращают свою школу в социокультурный центр. Это происходит тогда, когда дети вместе с учителями, родителями, общественностью, представителями местной власти сообща работают над социальным проектом.
Интересные предложения по совершенствованию социального проектирования высказали директор Центра изучения учительских практик Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Елена Чернобай, и. о. директора Московского центра «Экономика - культура - образование» Елена Рукавишникова.
Во время обсуждения было отмечено, что на сегодняшний день потенциал акции «Я - гражданин России» в деле гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи используется не в полной мере. В целях придания акции нового импульса развития необходимо широко вовлечь различные социальные и государственные институты.

Из проекта решения VI рабочей группы «Дети - участники реализации Национальной стратегии» Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Рассмотрев вопрос «Всероссийская акция «Я - гражданин России» как эффективный ресурс социализации детей и юношества: опыт, проблемы, перспективы», VI рабочая группа «Дети - участники реализации Национальной стратегии» Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы решила:
1. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:
- рассмотреть возможность осуществления социального проектирования как во внеклассной работе, так и в рамках учебной деятельности;
- осуществить мониторинг динамики распространения акции «Я - гражданин России» в субъектах Российской Федерации, проблем эффективности участия школьников в социальном проектировании (мотивов, побуждающих их работать над проектом; тех навыков, которые они приобретают в результате этой деятельности, их представлениях о наиболее рациональных приемах взаимодействия с миром власти и др.);
- проработать вопрос об организации и проведении семинаров и тренингов для педагогических работников по теме социального проектирования;
- рассмотреть вопрос по определению формата финала акции «Я - гражданин России» в объеме полноценной смены в одном из всероссийских детских центров;
- проработать план организации и проведения Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийская акция «Я - гражданин России» как эффективный ресурс гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения»;
- рассмотреть возможность включить в модуль педагогической практики педагогических вузов практические занятия для студентов на базе общеобразовательных организаций по включению их в обучающую деятельность со школьниками в рамках технологии социального проектирования.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- действенно стимулировать педагогических работников - координаторов социальных проектов, которые осваивают и реализуют инновационный педагогический ресурс.
3. Рекомендовать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос об оказании начиная с 2017 года государственной поддержки профильных СМИ, осуществляющих выпуск, распространение и тиражирование информации о социально значимых проектах в области детского и подросткового движения, способствующих духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.

Полностью стенограмму заседания и проект решения VI рабочей группы смотрите на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/appreciator/134.

Редакция «Учительской газеты» искренне благодарит Зинаиду Федоровну Драгункину, председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, и сотрудников аппарата комитета за оказанную организационную и методическую помощь в подготовке расширенного заседания VI рабочей группы.