По версии Следственного комитета РФ, взрывное устройство в вагоне метро привел в действие 22-летний Акбаржон Джалилов, узбек по национальности, до 2011 года проживавший в  Киргизии. По подозрению в причастности к теракту арестованы 8 человек. Следствие устанавливает роль каждого из них в совершении преступления.
Кроме того, в Петербурге задержана группа выходцев из республик Средней Азии, которые, по данным следствия, занимались вербовкой для запрещенных в РФ террористических организаций, в том числе «Исламского государства». Проверяются их возможные связи с фигурантами уголовного дела о теракте.
Как известно, члены террористических ячеек ведут вербовку и в молодежной среде. Что могут сделать образовательные учреждения, школы и вузы, чтобы подростки и молодые люди не пополняли ряды террористов?

Нина ЕМУЗОВА, заместитель председателя правительства Кабардино-Балкарской Республики - министр образования, науки и по делам молодежи КБР:
- Один из самых сложных вопросов на сегодняшний день - это вызовы, связанные с действием террористических организаций. Думаю, что прямых ответов на эти вопросы нет, потому что мы как-то условно всегда говорили, что такой идеологии подвержены дети из неблагополучных семей, дети с низким уровнем достатка. Опыт показывает, что это не так. Уровень достатка или неблагополучия не является основной причиной. Для решения данной проблемы нужно обратить внимание на следующие факторы.
В качестве общей задачи - организация воспитательной работы со всеми детьми, их вовлечение в активную общественную деятельность. Хоть мы и говорим, сравнивая прошлое и настоящее, что дети стали другие, хочется отметить, что они с удовольствием поддерживают общественные инициативы, принимают участие в работе детских и подростковых организаций в рамках Российского движения школьников и «Юнармии».
Если говорить о школе и вузе, это системная работа, направленная на создание условий для развития дополнительного образования. Чем больше ребенок занят активной творческой, спортивной деятельностью, тем меньше у него времени остается на участие в различных мероприятиях негативного характера, пустую трату времени в Интернете. По моему мнению, одна из самых действенных профилактических мер - система дополнительного образования, которую нужно расширять. На сегодняшний день мы ставим задачу охватить 70% детей республики дополнительным образованием. А в перспективе, на мой взгляд, все дети должны иметь возможность получать услуги дополнительного образования. Особенно тогда, когда мы перейдем на односменный режим школы, нужно организовать распорядок дня так, чтобы каждый был занят каким-то делом по интересу.
Конкретной задачей является профилактическая работа, направленная на формирование у молодежи понимания, что такое терроризм, какие последствия терроризма на сегодняшний день мы видим. Если говорить о наших школах, мы каждый год организуем традиционные поездки в Беслан, к мемориалу «Город ангелов». Это настолько эмоционально переворачивает детей, что ребенок начинает понимать, какие беды приносит терроризм.
Одна из стоящих на сегодняшний день задач - налаживание межконфессионального диалога в обществе. Минобрнауки КБР заключило договоры с представителями традиционных конфессий для разъяснения их позиций в нашей республике.
Важным моментом является психолого-педагогическое сопровождение, работа с детьми, относящимися к «группе риска», в том числе ребят из семей, чьи родители были вовлечены в террористическую деятельность. Попытаться увлечь ребенка хорошими делами, показать альтернативу, чтобы помочь найти свое место в жизни, - одна из основных задач на сегодняшний день. Конечно, успех работы во многом зависит от взрослых - педагогов и родителей.

Сергей БОГДАНОВ, исполняющий обязанности ректора РГПУ
им. А.И.Герцена, доктор филологических наук, профессор:
- На мой взгляд, следует говорить о том, что уже делается для профилактики вовлечения молодежи в различного рода радикальные течения. Принят профессиональный стандарт педагога, где четко определено, что учитель должен уметь выстраивать эффективную коммуникацию как с ребенком, так и с его родителями. Очень часто эта коммуникация позволяет предотвратить многие трагедии, если она не формальная, не для галочки. Развивается система дополнительного образования школьников и воспитательная работа в вузах, этим направлениям оказывается значительная государственная поддержка. Герценовский университет - один из ведущих вузов в сфере работы с молодежью и молодежными инициативами. Мы делимся своим опытом. Постоянный обмен опытом между специалистами - тоже противодействие радикализации. Мы, педагоги, имеем четкое профессиональное представление, что заботит детей и подростков, каковы их стремления, идеалы, мотивация. Еще один ключевой момент - укрепление позиций русского языка в регионах и ближнем зарубежье. Именно русский язык выступает мощным фактором единства и взаимопонимания на всем постсоветском пространстве.

Светлана КРАСИЙ, начальник Отдела образования Лужского района Ленинградской области:
- Лев Толстой писал: «Кто счастлив сам, другим зла не желает». Мне кажется, что в гонке за результатами ЕГЭ мы перестали с детьми разговаривать, слушать их и слышать. Оставили их один на один со сложным миром, сами толкнули в виртуальные сети, а ведь «счастье - это когда тебя понимают», как говорил старшеклассник из знаменитого советского фильма. Я убеждена, что только живое общение с детьми, искренняя поддержка в сложной ситуации, духовность и душевность позволят вырастить счастливого человека. А счастливый человек другим зла никогда не желает!

Сергей К., директор школы, Нижегородская область:
- Следовало бы поставить вопрос так: что такого особенного нужно сделать педагогам, чтобы их выпускники пополняли ряды террористов, чтобы ученики возненавидели людей и жизнь в целом? Чтобы довести человека до такого состояния, нужно серьезно подорвать его психику. Я даже затрудняюсь представить, какие действия педагогов могли бы к этому привести. Все-таки террористы - пока редчайшее исключение, если говорить о наших школах. Наверное, на Кавказе как-то иначе, местные условия играют свою роль, но у нас это какая-то страшилка. Нужно просто каждому выполнять свои обязанности. Делать на совесть то, к чему каждый из нас призван: развивать в каждом ученике ум и душу, являть собой пример здравомыслия, человечности, порядочности. Этого вполне достаточно, чтобы терроризма не было.