Вера Чудинова, учитель Беляевской школы, Оханский район, Пермский край:
«Сейчас с высоких трибун слышатся слова о необходимости трудового воспитания в школе. Опыт прошлых  лет показывает, что важен системный подход к этому вопросу. Уроки труда, летняя практика на пришкольном участке, производственные бригады - это была многогранная работа, когда я училась в школе. Готовились мы к труду серьезно, изучали технику, практиковались в вождении. Выпускники школы получали права тракториста 3-го класса. Колхоз «Трактор» - наше базовое предприятие, гектар земли. В мае начинались полевые работы. Нам не просто надо было засеять поле, главной задачей нашей бригады было проведение опытов о влиянии минеральных удобрений на зерновые культуры. Работали мы с удовольствием, очень ответственно, чувствовали себя взрослыми. К нам на поле приезжали председатель колхоза, агроном. Осенью, когда началась уборка, урожайность удивила не только нас, но и руководство района. В целом по колхозу урожайность была 11 центнеров с гектара, а у нас - 22! Колхоз насчитал нам зарплату, у всех она была разная - от 100 до 200 рублей. Мы гордились тем, что принесли домой зарплату больше родителей».

Татьяна Маркова, Ордынка, Новосибирская область:
«Как много сейчас на телевидении различных детских конкурсов, кастингов, состязаний! Но задумывались ли вы над тем, насколько они все однотипны и однообразны? Юные участники откровенно подражают взрослым, пытаясь понравиться и ведущим, и зрителям. Неловко смотреть на эти старания, горько бывает, когда видишь слезы на глазах участников, не вышедших в финал. Профессиональными певцами, актерами, танцорами из юных дарований станут единицы, а остальные... Что они вынесут из напряженных состязаний? Думаю, пора нам, взрослым, серьезно задуматься над этим вопросом».

Ольга Шубина, классный руководитель, Орск, Оренбургская область:
«Я недавно работаю в школе. Возникает немало вопросов. Все больше стал беспокоить равнодушный холодок во взаимоотношениях отцов и детей. Не раз приходилось слышать от того или иного подростка горькое признание, мол, родителям неинтересно знать, что думаю, чем занимаюсь, только об оценках и спрашивают. Мои пятиклассники откровенны со мною. Подумалось: а не мы ли, учителя, провоцируем родителей? Ведь любое классное собрание начинаем с того, кто и как учится, какие отметки получает, что надо подтянуть по предмету и так далее. Мы сами загоняем детей в это прокрустово ложе. А потом удивляемся, почему те не идут на контакт, не хотят нас слушать, не делятся с нами, не доверяют свои секреты. А мы-то их слышим? Может, стоит начать с себя?»