Вместе с ребятами в легендарный лагерь отправились учителя русского языка и литературы, победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства Наталья Некрасова (средняя школа №2 села Бешпагир) и Инна Кизилова (школа №8 села Тугулук).
Приехав в международный детский центр, ставропольские педагоги сразу активно включились в работу школы «Артека» в рамках образовательного проекта «Другая школа» и провели открытые уроки.
Наталья Некрасова сумела увлечь восьмиклассников темой «Обобщающие слова при однородных членах». Ребята погрузились в исследовательскую деятельность по этой, как оказалось, совсем не скучной теме и в итоге показали отличные знания по русскому языку. Инна Кизилова работала с не менее любознательными пятиклассниками над краткими прилагательными.
Подарив частичку своих знаний детям «Артека», ставропольские учителя тоже не остались без приятных сюрпризов. Педагоги посетили сетевые образовательные модули (СОМы) по литературе для 5‑6‑х, 7‑9‑х и 10‑11‑х классов.
СОМ - это один из способов сделать учебу увлекательной, современный формат организации образовательного процесса, интегрирующий возможности основного и дополнительного образования. Он предполагает учебное содержание, моно- или межпредметное, которое осваивается учениками в процессе погружения в тему или проблему, коллективных способов деятельности - проектной, исследовательской, поисковой.
Сетевой характер образовательного модуля помогает детям взглянуть на предмет шире, не ограничиваясь рамками узкой темы, и проявить свои творческие способности, учителям - вывести занятия из стен образовательной организации в познавательное пространство окружающей среды, например в библиотеку, музей или… на лесную поляну и морской берег.
В «Артеке» занятия с применением технологии сетевого образовательного модуля проходят не только на его прекрасной территории, но и на различных партнерских площадках, среди которых музеи Севастополя, Никитский ботанический сад, музей Чехова и «Поляна сказок» в Ялте, Пушкинский музей в Гурзуфе, Мраморная пещера.
Новый формат артековских уроков в значительной степени повышает мотивацию ребят к обучению, расширяет их кругозор, развивает метапредметные компетенции.
Как это выглядит на практике? Например, открыть для себя известного автора с новой стороны можно, если начать со знакомства с его автобиографией и составления «Атласа чувств» его произведений, «примеряя на себя» образы персонажей.
Творчество великих людей можно не только подвергать анализу, но и визуализировать путем создания для писателя странички ВКонтакте или работая в графическом редакторе. А еще можно путешествовать в мир литературы и создавать удивительные арт-объекты, например елку, на которой обязательно найдется место всем известным персонажам.
Незабываемым впечатлением станет и погружение в литературное произведение в формате выставки, которой должна предшествовать большая подготовительная работа: интервью у героев, создание афиши, инсценировка фрагмента произведения, создание макета декораций.
Конечно, возможности обычной, тем более сельской школы не сравнятся с потенциалом «Артека», да и далеко не каждый урок можно провести в виде СОМа, но внедрять подобную практику в работу российской школы, безусловно, необходимо. В Грачевском районе Ставрополья такой задел на ближайшее будущее уже есть!
Яркой останется память об «Артеке», ребята глубоко прочувствовали и реально осознали, что учиться можно по-другому, интересно и увлекательно.
Общее впечатление ставропольцев от поездки не требует множества слов, достаточно одной фразы: «Это было здорово!»