Особый интерес к конкурсу проявили общественные организации - обком профсоюза работников образования и региональное отделение Национальной родительской ассоциации, руководители которых вошли в состав жюри. Открывая форум, директор ресурсного центра дополнительного образования Наталия Дворцова подчеркнула значимость организации такой авторитетной площадки для обмена опытом, обсуждения проблем и формирования экспертного сообщества в сфере дополнительного образования.
Индивидуальный подход
не исключает правил
В рамках конкурса состоялись открытые занятия в художественной, технической, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой номинациях.
Шесть победителей дали мастер-классы и приняли участие в обсуждении насущных вопросов за круглым столом - как на деле обеспечить доступное и качественное образование, что здесь по-настоящему эффективно? На встрече разгорелась жаркая дискуссия о важности соблюдения требований, стандартов и одновременно творческого подхода к работе, о сложностях индивидуального подхода в занятиях с детьми.
- Можно ли отказать парню с ограниченными возможностями, который пришел в секцию туризма? - задает каверзный вопрос руководитель школы туризма «Компас» центра дополнительного образования «Радуга» города Вольска Олег Афоньшин.
В его практике был такой случай, когда приняли парня с ДЦП, которому поначалу пришлось несладко. Теперь он полноправный член коллектива, в походах сам несет рюкзак, разжигает костер, ставит палатку, и ребята считают его одним из лучших товарищей. Для такой адаптации и нужны учреждения дополнительного образования!
Участники дискуссии соглашаются: правила нужно соблюдать, но к выполнению их подходить творчески. Если педагог не готов принять в свою секцию школьника, нужно решать проблему профессионально, при необходимости пройти медицинскую подготовку, в конечном счете помочь ребенку с конкретным заболеванием. Это трудно, но в этом смысл индивидуального подхода.


Горящие глаза - главный показатель!
Зам. председателя областной профсоюзной организации Галина Попова признается, что не помнит таких споров жюри при подведении итогов на других конкурсах регионального уровня. Каждый участник был на высоте, в разных номинациях педагоги не только представили свои уникальные наработки, но и показали умение отстаивать свой взгляд на проблемы развития дополнительного образования.
Победителем художественной номинации стал руководитель театрального клуба «Маска» саратовского городского Дворца творчества детей и молодежи Алексей Усов. Он ставит спектакли, которые признаются лучшими на конкурсах и фестивалях различного уровня. С обычными ребятами, которые зачастую приходят в клуб с психологическими комплексами. Был, например, такой среди них, с кем никто не хотел общаться, встать в пару - как говорят, изгой. Педагог помог школьнику влиться в команду, а потом даже придумал специальные тренинги для подобных ситуаций. Усов считает, что главный показатель работы педагога дополнительного образования - умение увлечь ребенка, горящие глаза, с которыми дети уходят из клуба. Но Галине Николаевне, как и всем другим, также очень понравилось занятие заводной, энергичной Маргариты Енокян, руководителя фольклорного ансамбля «Лукошко» центра дополнительного образования Заводского района Саратова.
За короткое время Маргарите Аркадьевне удалось создать из группы пятиклассников гимназии №3 замечательный ансамбль. С ее помощью ребята разучили и спели веселую песенку под аккомпанемент балалайки. У всех ребят на занятии глаза буквально горели. От профсоюзной организации Енокян получила специальный приз и грамоту.


Пройдемся по проспекту
Вежливых Слов
Специального приза областной организации профсоюза удостоена и победитель конкурса в социально-педагогической номинации, педагог дополнительного образования Дома детского творчества районного поселка Новые Бурасы Людмила Лашкова. Она ведет арт-студию «Созвездие», в которой занимаются школьники начальных классов. Учит детей дружить, быть командой, мобильной и творческой. На конкурсе она показала фрагмент занятия, на котором третьеклассники путешествуют по городу Добра, от проспекта Вежливых Слов до площади Дружбы, вместе рисуют, сажают дерево, учатся управлять эмоциями.
Поддержать Людмилу Леонидовну в областной центр приехали три сотрудника учреждения вместе с директором Ниной Юрьевной Рац. Было очевидно, что конкурсантка сама работает в очень дружном профессиональном коллективе. Члены профсоюзной первички это подтвердили. На площадке конкурса, где присутствовали чиновники областного уровня, они в очередной раз подняли проблему повышения зарплаты педагогов дополнительного образования.
Среди признанных победителей регионального этапа конкурса - руководитель кружка робототехники станции юных техников города Ртищево Борис Соловьев, уже практикующий выезды в села для решения проблемы доступности дополнительного образования; руководитель секции скалолазания центра туризма, краеведения и морской подготовки Саратова Татьяна Марынова, которая важным показателем работы считает командные достижения на соревнованиях.
Все шесть победителей получили возможность принять участие во всероссийском этапе конкурса «Сердце отдаю детям».