Цели урока: продолжить формирование представлений учащихся о внешней политике России в конце XVIII века; познакомить учащихся с изменениями во внутренней и внешней политике России во время правления Павла I. Продолжить знакомство с военным искусством великих русских полководцев и флотоводцев. Воспитывать у ребят чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины, воспитывать стремление к знаниям, умение преодолевать трудности.

План урока

I. Повторение домашнего задания.

а) Фронтальный опрос:

1) Когда начались революционные события во Франции?

2) Как отнеслась императрица Екатерина II к событиям во Франции?

3) А как отнеслись некоторые русские аристократы к французской революции?

4) В каком году происходили:

а) первый раздел Речи Посполитой?

б) второй раздел Речи Посполитой?

в) третий раздел Речи Посполитой?

5) Какие государства участвовали в разделах Речи Посполитой?

6) Каковы итоги разделов Речи Посполитой?

б) Развернутые ответы:

1) Французская революция и Россия.

2) Первый раздел Речи Посполитой.

3) Второй раздел Речи Посполитой.

4) Третий раздел Речи Посполитой.

II. План изучения новой темы.

Задание: Слушая рассказ учителя, выяснить, какие изменения произошли во внутренней и внешней политике России при Павле I.

1. Внутренняя политика в конце XVIII века.

2. Внешняя политика Павла I.

3. Итальянский и швейцарский походы русской армии.

4. Русский флот в войне 1798-1799 гг.

III. Закрепление.

1. Разбор логического задания.

2. Командная игра. Класс делится на три команды: «Олимп», «Виктория», «Орион».

Вопросы:

1) Какие государства были союзниками России в войне с Францией?

2) Кто командовал русской армией во время итальянского и швейцарского походов?

3) В каком году армия Суворова перешла в наступление у реки Адды?

4) Как назывался мост на перевале Сен-Готард?

5) В каком году умер Суворов?

6) В каком году Павел I прервал союз с Францией?

7) Кто командовал русским флотом в войне с Францией?

8) В каком году сдалась крепость на острове Корфу?

9) Кому принадлежит выражение: «Русский штык прорвался сквозь Альпы»?

в) Отгадывание кроссворда «Русские полководцы и флотоводцы».

1) Кто командовал русскими войсками в Полтавской битве? (Петр).

2) Полководец, командовавший русской армией во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. (Румянцев).

3) Полководец, который руководил освоением Новороссии. (Потемкин).

4) Великий русский полководец XVIII века. (Суворов).

5) Великий русский флотоводец. (Ушаков).

6) Главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812 года. (Кутузов).

7) Русский генерал, участник войны во Франции, позже герой Бородинской битвы. (Багратион).

Графические названия, которые упомянуты в данной теме.

1) Государство, против которого Англия, Россия, Австрия начали войну в 1798 году. (Франция).

2) Столица Италии. (Рим).

3) Река, на которой произошло кровопролитное сражение в апреле 1799 г. (Адды).

4) Город, освобожденный Суворовской армией после сражения на реке Адды. (Милан).

5) Город, где проходило 15-часовое сражение в августе 1799 г. (Нови).

6) Город, освобожденный русской эскадрой во главе с Ушаковым. (Неаполь).

7) Один из русских островов на Ионическом море. (Корфу).

8) Название реки в Италии. После сражения у этой реки французское правительство сменило командование. (Требия).

IV. Оборудование урока: карты «Российское государство во второй половине XVIII века», «Французская буржуазная революция», портрет Суворова; В. Суриков «Переход через Альпы», иллюстрации учебника, карточки; С. Алексеев «Книга для чтения по истории нашей Родины».

Ход изучения новой темы

1. Внутренняя политика в конце ХVIII века.

Император в своих решениях руководствовался лишь одним желанием: чтобы его воля немедленно исполнялась. Ужас, им внушаемый, заставлял всех покорно подчиняться его приказаниям. Гуляя по улицам, все заботились о том, чтобы избежать встречи с государем. Каждый повстречавшийся с императором должен был остановиться и приветствовать государя глубоким поклоном. Все, кто принадлежал ко двору, не были уверены, будут ли они еще на своем месте к концу дня. Павел I учинял безграничный произвол, расправлялся с неугодными людьми. Всех обучавшихся за границей указано было вернуть в Россию в течение двух месяцев. Павел I наказал за двустишие, посвященное собору Исаакия, который был начат Екатериной II из мрамора, а Павлом достраивался из кирпича: «Се памятник двух царств, обоим столь отличный: На мраморном низу воздвигнут верх кирпичный». Акимову отрезали уши и язык и сослали в Сибирь. Внутренняя политика Павла I была противоречивой. Гонениям подвергалось все, что было связано с Францией. Павел I боролся даже с французской модой. Павел I, как Екатерина II, раздавал земли и крепостных крестьян.

При Павле I был обнародован указ, по которому помещики не могли заставить крепостных крестьян работать на барщине более трех дней в неделю.

2. Внешняя политика Павла I.

Придя к власти, Павел Петрович намеревался упрочить позиции страны и прекратил подготовку к войне с Францией. Он решил проводить миролюбивую внешнюю политику. Однако Павлу I пришлось передумать. Французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватили Италию, вторглись в Египет, нанесли поражение Австрии. Турция, Австрия и Англия искали поддержки России. И Павел I решился на войну против Франции.

По настоянию Австрии Павел I направил русские войска под командованием Суворова против французской армии.

3. Итальянский и швейцарский походы русской армии.

Суворов привел свою армию в Италию весной 1799 года и в течение 4 месяцев очистил ее от французов.

На реке Адды Суворов разбил французов, после чего был взят Милан. Затем русская армия одержала блестящую победу на реке Треббия.

Правительство Франции сменило командование своих войск в Италии.

У города Нови в августе 1799 года в течение 15 часов продолжалось кровопролитное сражение. Суворов нанес поражение противнику.

Успехи суворовских «чудо-богатырей» вызвали опасения у союзников России. Их пугали эти победы. Австрия и Англия решили изменить план и приказали Суворову начать военные действия против французов в Швейцарии.

Начался швейцарский поход Суворова.

В середине сентября 1799 года русские перешли перевал Сен-Готард. У Чертова моста французы пытались остановить русских. Но русские солдаты преодолели эту преграду. Далее были высокие горы, обледенелые утесы, узкие тропинки, во много раз превосходящий по численности противник. Кончились запасы продовольствия, патронов не хватало. Но полководец, показывая пример мужества и самоотверженности, вел свои войска вперед. На картине В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» изображены солдаты, которые сидя спускаются с огромной высоты, прижав к себе ружья. Солдаты смеются. Полководец подбадривал их: «Да разве это гора? Это же пригорок». Суворов позже говорил: «Русский штык прорвался сквозь Альпы». На заботу полководца солдаты отвечали безграничной преданностью и любовью. Солдаты и полководцы верили друг другу. Суворов был чуток и внимателен к людям, он имел чувство собственного достоинства, независимости. Суворов гордился, что он россиянин.

Учитель читает рассказ «Как дела у вас в Париже» из «Книги для чтения по истории нашей Родины». Автор С. Алексеев (стр. 47-49).

Спустившись в Муттенскую долину, Суворов узнал, что русский корпус в Швейцарии был разбит. Нависла угроза окружения. Австрия не оказывала военной помощи, даже затягивала снабжение русских продовольствием. На военном совете было решено пробиваться, но не сдаваться. После двухдневного ожесточенного сражения русские перешли в наступление. Суворовские солдаты шли вперед, отбивая атаки французов. Смелостью и храбростью отличался отряд Багратиона. Суворов вывел свою армию на территорию Австрийской империи. Закончился швейцарский поход.

Итальянский и швейцарский походы принесли русским войскам и их полководцу новую великую славу.

Павел I выразил свое недовольство политикой Англии и Австрии и в конце 1799 года заключил союз с Францией.

Русские солдаты вернулись на родину. Суворов за свои заслуги в итальянском и швейцарском походах получил звание генералиссимуса.

Учитель: А вы знаете, кто первым получил это высшее воинское звание? Это был кабардинец Черкасский Михаил Алигукович. Он служил у Петра I.

6 мая 1800 года Суворов скончался. В первую годовщину со дня смерти великого полководца ему был воздвигнут памятник в Петербурге.

Среди балтийских солнечных

просторов

Пред широко распахнутой Невой.

Как бог войны, встал бронзовый

Суворов

Веденьем русской славы боевой.

В его руке стремительная шпага,

Военный плащ клубиться за плечом,

Пернатый шлем откинут, и отвага

Зажгла зрачки немеркнущим огнем.

В. Рождественский

4. Русский флот в войне 1798-1799 годов.

Рядом с великими полководцами стоят славные флотоводцы России, и, несомненно, самый выдающийся среди них Ушаков, который участвовал в войне с Францией.

Осенью 1798 года русская эскадра вышла в Средиземное море. Ионические острова были захвачены французами. Греческое население встретило русских с восторгом. Французские войска были выбиты со всех островов. Но самое сложное было овладеть крупнейшим островом Корфу, который считался неприступной крепостью. Взятие морской крепости считалось почти безнадежным.

На осаду Корфу Ушакову потребовалось 3 месяца. В феврале 1799 года после блестящего артиллерийского обстрела, в результате ожесточенной схватки сдалась крепость, а затем и гарнизон Корфу.

Ушаков участвовал в создании национального греческого государства. Весной 1799 года корабли Ушакова прибыли в Италию, которая была захвачена французами. Вскоре русские освободили Неаполь, затем вступили в Рим. Моряки проявили себя как мужественные воины. Присутствие русских кораблей способствовало освободительному движению. Ушаков старался, чтобы мирное население не пострадало от военных действий.

Флотоводческому искусству Ушакова завидовали английские адмиралы. Победы Ушакова на море достойны суворовских побед на суше.

Учитель: А вы знаете, что Ушаков Федор Федорович был по национальности кабардинцем? О его национальном происхождении сказано: «Государственной Коллегии в Московском архиве... предъявил поколенную роспись о своем происхождении от кабардинского князя Редеди...»

Мадина ШАКОВА, учитель истории СШ №4, г. Чегем, Кабардино-Балкарская республика, участница конкурса «Учитель года России-2002»