Глубоко учительские корни
Мы задали Сергею Юрьевичу несколько вопросов, на которые он любезно ответил.
- Расскажите немного о своих корнях, о семье.
- Мой папа, Юрий Алексеевич Плотов, окончил юрфак МГУ и преподавал политэкономию в Омском педагогическом институте. Если двигаться вглубь по отцовской линии, то обнаруживаешь моего прадеда Ефрема Плотова, который был учителем в селе рядом с Мелеховом и который общался и дружил с Антоном Павловичем Чеховым. В полном собрании сочинений Чехова есть такая строчка: «Переписка Чехова и Плотова отсутствует».
Дед мой тоже был учителем, но к тому моменту, когда я его застал, он уже был пенсионером. Все мы жили в трехкомнатной хрущевской квартире на краю Омска. Кроме преподавания политэкономии, отец являлся деканом худграфа. Он умер 14 лет назад, но художники, весьма далекие от политэкономии помнят его до сих пор. Лекции по своему предмету для художников он строил на сюжетах из «Трех мушкетеров», «Золотого теленка», «Двенадцати стульев», «Похождений бравого солдата Швейка», которые он знал наизусть. На его лекции художники приходили как на представления. У отца было очень хорошее чувство юмора, он был интеллигентен. Я убежден, что интеллигентность - это не дворянство, которое передается по наследству. Себя я не могу назвать интеллигентным человеком, а отец был таковым.
- А у вас есть свое личное, не из словаря Ожегова, определение, что такое интеллигент?
- Наверное, это человек, который больше переживает за других, чем за себя. Вот я обыватель, буржуа. То есть человек, который работает, платит налоги и содержит себя и свою семью. Даже человек из деревни может быть интеллигентом, если он уважает другого, боится его обидеть. Это не обязательно связано с интеллектуальностью. Есть много интеллектуалов, которые по сути жлобы.
Пример и мерило интеллигентности для меня отец. Однокурсником его был Анатолий Лукьянов - председатель Верховного Совета СССР, который оказался среди организаторов путча 1991 года и вошел в состав ГКЧП. Как-то у них была встреча выпускников в Москве уже после ГКЧП. Надо сказать, что отец очень любил столицу, и вот это чеховское «В Москву, в Москву, в Москву!» как раз про него. Лукьянов сказал ему: «Перебирайся, Юра, в Москву, мы тебе здесь все устроим». Отец ответил: «Прости, я не разделяю твоих взглядов и поэтому не могу воспользоваться твоей поддержкой». Все это было сказано без рванья рубахи на груди, спокойно и вежливо.
Он знал, что я очень хотел бы жить в Москве, но все равно не пошел на сделку с совестью. А со столицей меня познакомила мама, она, слава Богу, жива и тоже окончила юрфак, но питерский. Когда мне было семь лет, она взяла меня в командировку в Москву. Это была любовь с первого взгляда. Я обалдел от города и понял, что мне сюда надо. К тому же мы пошли в цирк на Цветном бульваре, я сидел в первом ряду, и Никулин, проходя мимо, пожал мне руку. Жизнь состоялась - такое это было счастье.
- Как вы пришли к выбору занятия в жизни? Оказал ли кто-то из учителей на вас влияние?
- До 15 лет я занимался спортом: футбол, хоккей, фехтование. То есть был обычным дворовым спортивным парнем. В 15 лет попал в драмкружок - и все: начал пить, курить и любить театр. В этом же кружке я познакомился с песнями Галича, стихами Бродского, короче, попал в хорошую компанию. В 9-м и 10-м классах я практически не учился, потому что сбегал с уроков к своим друзьям с филфака Омского университета и торчал у них на лекциях для первого и второго курса. То есть я слушал структурную лингвистику и тому подобное. После этого на уроках литературы в школе мне было совсем скучно.
Но в восьмом классе у нас появился новый классный руководитель, который вел нас до выпуска. Людмила Владимировна Корчагина была молодым учителем истории. Сейчас она живет в Сочи, мы с ней созваниваемся. Мы с ней на ты, я ее называю Людой. Она мне всегда говорит: «Привет, мой плохой хороший ученик!» Я ей доставил немало хлопот. Была такая история. 1976 год - расцвет застоя, я в 8-м классе. К нам на урок истории приходит комиссия из облоно. Людмила Владимировна решила проявить фронду и рассказала нам про культ личности Сталина. А я, сидя за первой партой, сказал: «А что вы нам про культ личности Сталина рассказываете? Вы нам про культ личности Брежнева расскажите». Этот случай каким-то образом удалось замять, но на выпускном экзамене по истории другая учительница, не слушая меня, вкатила мне трояк. Люда пришла, увидела это, исправила на «пять» и сказала: «Иди». Эта оценка и пошла в аттестат.

Перевод с английского на твардовский
На творческом вечере наш герой рассказал о своем послужном списке и жизненном пути.
- Сочинять стихи я начал с 14 лет, как и большинство подростков. Вместе с прыщами приходит желание писать в рифму, - шутит он. - Естественно, они были про несчастную любовь. Но у меня эта история затянулась.
- Вы пробовали себя в роли и драматурга, и режиссера, и актера. Какие из своих спектаклей считаете самыми интересными?
- На исходе перестройки мы вместе с Александром Бороком создали свой проект «Черный театр» в Челябинском театре кукол. В 1989 году у нас родился спектакль «Рассказы о Ленине» по произведениям Зощенко и Твардовского. Мы оттолкнулись от того факта, что растиражированные бюсты Ленина внутри пустые, то есть это перчаточные куклы, только тяжелые. И мы сделали фантасмагорию, замешанную на рассказах Зощенко с мифами о Геракле. Советская мифология соединилась с греческой.
Потом была постановка по Хармсу. И спектакль из двух «капустных» частей «Невольные переводы из Шекспира». Тогда, в 1990 году, мы еще не знали про импортозамещение... Первую часть я сделал русской народной драмой «Скоморошина в стихах «Гамлет»». Вторая часть называлась «Отелло. Перевод с английского на твардовский». Все действие происходило в партизанском отряде.
За этим последовал спектакль «История любви» на пятерых актрис по дворовым песням. Со всеми этими работами я приезжал в Нижний Новгород на всероссийский фестиваль капустников «Веселая коза». Там познакомился с членами жюри, среди которых были Виктор Шендерович, Григорий Горин, Вадим Жук, Александр Ширвиндт, Маргарита Эскина.
10 лет мы приезжали на этот фестиваль как участники и 10 лет становились его победителями, после чего устроителям все это надоело, и теперь я езжу туда как член жюри.
Сейчас я сочиняю капустники для Центрального дома актера. Недавно отмечали его 80-летний юбилей, на нем вашего покорного слугу тоже цитировали.
- Трудно ли было провинциалу обосноваться в Москве?
- Квартиру нам за чисто символическую сумму сдал Игорь Иртеньев. Эта квартира была приданым его дочки Яны. Ей тогда было лет 12. Он сказал: «Пока Янка замуж не выйдет, живите». Я попросил Янку не выходить замуж, пока мы не купим квартиру, а за это пообещал ее сводить на съемки тогда безумно популярного сериала «Моя прекрасная няня», шеф-редактором и сценаристом которого я и был. То есть активно оглуплял народ. По результатам видно, что я хорошо делал свое дело, не халтурил.
Яна согласилась, сходила на съемки, сфотографировалась с Жигуновым и Заворотнюк и очень честно выполняла свое обещание, пока мы не съехали в уже свою квартиру.
Кроме «Няни» Плотов написал сценарии для целого ряда других сериалов - «Кто в доме хозяин?», «Солдаты», «Между нами, девочками», «Берега».
Первый полнометражный фильм Сергей сделал с Эльдаром Рязановым. «Карнавальная ночь-2» оказалась не самой удачной картиной.
- Но работа с таким мастером - важная часть биографии, - замечает сценарист. - Мы подружились, я приезжал к нему в гости на дачу. Мы придумали с ним новый сценарий по роману Владимира Кунина «Русские на Мариенплац», но Эльдар Александрович не нашел денег на съемки.
Одно цеплялось за другое. Мне довелось поработать с Аллой Суриковой. Сейчас в работе сценарий полнометражного фильма с Николаем Досталем. Также я стал автором Геннадия Хазанова. Его поздравительные миниатюры, когда он появляется в разных образах, сочиняются в нашем творческом союзе.
Еще один удивительный факт: Плотов написал либретто для десяти(!) мюзиклов (в том числе Александра Журбина, Раймонда Паулса, Владимира Матецкого) и двух опер.
В 2014 году в Доме актера устроили творческий вечер Плотова под названием «Автора!». На него пришли те, для кого Сергей когда-либо что-либо писал.
- Вечер шел два часа, из которых в конце я почитал всего пять минут, - вспоминает автор, - потому что так много народу пришло. На одной сцене оказались люди самых разных взглядов и позиций. Например, такие как Игорь Иртеньев и тот же Геннадий Хазанов. Я тогда сказал, что подобный набор участников говорит о полной беспринципности автора...

Дорожу малым кругом общения
- По опросам ВЦИОМ, каждый третий россиянин считает, что Солнце движется вокруг Земли. Какого мнения вы о нашем нынешнем интеллектуальном уровне?
- Наступило ужасающее средневековье. У барда Михаила Кочеткова есть строчка в одной песне: «Где уж второе поколение общается на междометьях». На самом деле, уже третье поколение на междометьях общается. Ширвиндт мне однажды сказал: «Ты преувеличиваешь интеллектуальный уровень нашей публики, Серенечка. Не умничай. Все гораздо хуже, чем ты думаешь».
- Так что же делать?
- Надо самого себя спасать, родных и близких. Я отвечаю за дочь. Ей 26 лет, она окончила сценарный факультет ВГИКа. Она много читает и пишет.
...Сейчас сумму знаний можно набрать в Интернете. Поэтому задача школы и родителей - научить ребенка системному мышлению и привить ему чувство собственного достоинства. Ребенка надо уважать с детства, он не должен заслуживать к себе уважение. Когда он это чувствует, он вырастет свободным человеком и сам найдет свой путь. А то родители часто делают ошибку, пытаясь реализовать в ребенке нереализованное свое. Если у ребенка есть чувство собственного достоинства, он не будет счастлив за счет унижения других, нанесения им обид, чтобы они были несчастнее, чем он.
Информацию в Сети можно найти, пользуясь поисковиком. А вот кто научит тебя не быть рабом? Отменили крепостное право 156 лет назад, а результат пока не очень. У нас все равно очень много холопства и холуйства. Поэтому самый точный ответ на вопрос «Кто виноват?» - это «Ты».
- Но есть же что-то хорошее в нашей жизни?
- Сам факт, что мы живы. Есть друзья. Меня устраивает то, что Станиславский называл малым кругом общения. И возможность ездить свободно по миру.

Сергей Плотов
Мы на лодочке катались...

Сколь ландшафт побережья
прекрасен!
Сколь величествен
водный простор!
Отчего вы молчите, Герасим?
Отчего вы отводите взор?
Что за дума тяжелая давит
Непривычное к думам чело?
Вы чего-то мычали про дайвинг,
А чего - до меня не дошло.
Лапоточек, гляжу, прохудился, -
Почините, вернувшись домой.
Странный сон мне сегодня
приснился:
Я была в нем персидской княжной.
Вы такой мужичок самобытный, -
Не болтун, чем и нравитесь мне.
Кстати, Гера, весьма любопытно
Ваше мненье о пьесе «На дне»?..
Но Герасим поплевывал в воду
И молчал. Он давно осознал -
Все попытки общенья с народом
Утопический портит финал.