Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования:
- Предложение о введении в школах питания по «религиозным стандартам» мне кажется не совсем корректным. Другой вопрос, что у детей должен быть выбор. Если изменить систему питания в наших школах, то это может быть так называемый открытый буфет, который есть во многих странах, да и во многих мегаполисах России. При таком питании ребенок может выбрать подходящее меню. Ведь есть дети, которые не едят мясо или не переносят молока, каких-то других продуктов, дети-диабетики, и им необходимо особое питание. Да и другим выбор не помешает.

Файруза МУСТАФИНА, ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, кандидат педагогических наук, Республика Татарстан:
- Настоящая вера и культура - это вовсе не то, как ты одеваешься и какую пищу ты потребляешь, это гораздо более серьезная тема.
Да, я согласна, что, если мусульманин приходит в школьную столовую, а ему там предлагают свинину без какого-либо выбора, это неправильно. С другой стороны, лично я еще никогда не встречалась в реальности с такими примерами. Потому что в образовательных организациях эту проблему уже давным-давно решают в рабочем порядке, безо всяких депутатских инициатив. Всегда есть выбор: не хочешь свинину - вот тебе курица, говядина или рыба! Я считаю, всем нам нужно больше внимания уделять не форме, а содержанию воспитания.

Искандер КУЗЕЕВ, проректор Восточной экономико-юридической академии, Республика Башкортостан:
- Забота депутатов о правах детей на качественное питание в соответствии с их религиозными запросами вполне понятна. Другое дело, что идея эта в современных условиях вряд ли осуществима. Причин тут масса, они касаются самых разных сторон - управления, логистики, снабжения и так далее. С точки зрения трезвомыслящего практика, подобная инициатива не более чем популизм. Не знаю, конечно, как в московских школах, но в целом по стране существует гораздо более серьезная проблема, связанная просто с недостатком или отсутствием качественной еды, не важно, какой «конфессиональной принадлежности». А если этот вопрос не решен, стоит ли рассуждать о том, какой еды больше не хватает - халяльной, кошерной или постной? Наверное, куда более реально было бы разработать некое универсальное меню, подборку блюд, которые могли бы смело употреблять и мусульмане, и иудеи, и православные, и буддисты.   

Игорь П., директор школы, Нижегородская область:
- Все это организовать технически сложно. Есть регламенты, утвержденные стандарты. Я помню, пару лет назад родители, дети которых постятся, поднимали вопрос о том, чтобы на обед ребята получали гарнир с растительным маслом и вместо котлеты какой-нибудь фрукт. Казалось бы, ничего особенного, но все это сделать оказалось невозможно. Сейчас на все нужен отдельный сертификат, много приказов, отчетности. Словом, морока еще та.

Мария СТАРКОВА, мама пятиклассницы, продавец, Великий Новгород:
- Не знаю, как в Москве, но все это очень далеко от реалий жизни в российских городах. Я даю дочке каждый день в школу 80 рублей. Это сумма, которую я могу выделить из семейного бюджета. На эти деньги дочка может купить макароны без котлеты, черный хлеб и сок. Или котлету и чай. Другие родители также дают детям сумму до 100 рублей. Какое эксклюзивное меню? Думаю, черный хлеб и чай дозволены всеми религиями даже в пост. Так что у наших детей таких проблем нет! Предлагаю встречную инициативу. Пусть депутаты доплачивают всем детям страны хотя бы 20 рублей в день на школьные завтраки!