Эта учительская когорта, обладающая знаниями основ наук, педагогическим тактом, суммой необходимых умений и навыков при обучении и воспитании учеников, на добровольных началах, бескорыстно погружена в процесс гражданского, духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, членов семьи.
Несмотря на возраст, состояние здоровья, какие-то непредвиденные обстоятельства, энтузиазм ветеранов безмерен. Ежегодно в качестве общественных наблюдателей они участвуют в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего и среднего образования и не мыслят своей жизни без насыщенной работы и в дальнейшем.
Смелой надеждой питаюсь, что в процессе реформирования по объединению ветеранских сообществ педтруда определятся еще более креативные группы или оргкомитеты, способные стать в авангарде и привнести самые эффективные методы и приемы в воспитательном процессе молодежи с 2017 по 2020 год.
Доминантой своей работы наши ветераны считают неразрывную связь поколений. Связь предков с потомками. Как говорят: «Там нет хорошей молодежи, где нет хороших стариков». А старики - это мы, бабушки, которым еще «лет до ста расти». Действительно, мы сегодняшние, думая об этой связи, являемся тоже чьими-то потомками. Вместе со своими родителями, братьями, сестрами, внуками составляем сообщество семьи, а семья принадлежит роду. И каждый принадлежащий роду быстро понимает неразрывную связь со всеми своими родственниками. Объединение нескольких семей, имеющих какую-то общую основу (род занятий, национальность, общность мировоззрений), создает семейные или родовые традиции, однако нам важно утвердиться в семейной связи, потому что в наше время теряется та родственная основа, которая важна как в семье, так и в обществе. Она формирует чувство гордости за свой род, народ, Родину, что одно без другого не существует. Как нам кажется, таким наставником, учителем должна стать бабушка с результатом собственных ошибок, то есть с запасом житейской мудрости. А мудрость, как показывает опыт, - это не столько ум, сколько смекалка, выручающая потомков в разных ситуациях. Именно бабушка может постепенно влиять на утверждение хорошо усвоенных внуком таких категорий, как достоинство, честь, чувство долга, умение исполнять свои обещания, семья, добро (нравственность), любовь, патриотизм (гордость за семью, за свой народ, Отечество) - это для повзрослевших потомков, а на первых порах ветераны учат внуков, своих и чужих, различать добро и зло, используя уважение к ребенку, сочувствие, оказание помощи в реализации детских мечтаний.
С детьми в разных учебных заведениях обсуждаются те же вышеперечисленные категории человека, но только в других формах: во время выступления ветеранов на торжественных мероприятиях, линейках, открытиях памятников, во время посещения памятных мест, экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с потомками ополченцев, героями труда, артистами, где используются аргументы, основанные на прошлом.
Из всех форм воспитания духовности и патриотизма молодежи нам полюбилась новая - это литературно-музыкальный проект. В нашем совете свои сценаристы, чтецы, певцы и поэты. Проведение таких проектов вызывало восхищение при сочетании артистизма чтеца, поэтического слова, музыки, видеоряда. Замечательные проекты в области духовно-нравственного воспитания были представлены Басманкой: «Тема любви в поэзии», «Осенняя пора для народа», «О Симонове». Красной Пресней представлена встреча с поэтом «Тема осени в поэзии».
В заключение мне хочется сказать о нашей деятельности в ЦАО. Это наши выездные семинары в Поведниках (загородом), где мы подводим итоги, анализируем прошедшие мероприятия, реализуем свои проекты, готовимся к праздникам, а еще параллельно отдыхаем. И хотя там очень плотный график работы и нет времени хорошо осмотреться, там очень здорово! Мы безмерно счастливы от духовного наполнения гармонией в природе.

Любовь АПРЕЛИКОВА, ветеран-педагог ЦАО