​Торжество художника
Большое и серьезное путешествие


Зимнее солнце приветливо заглядывает в окно. «Мороз и солнце...»! Однако в этот чудесный день придется задержаться: так много нужно успеть!
Ах да, чуть не забыла! Кричу уже вслед убегающей ученице:
- Смотри не забудь, завтра репетиция!
- Хорошо, вы мне сценарий ВКонтакте сбросьте!
Ну вот, уже убежала... Придется ВКонтакте... Наши дети сегодня везде: вроде бы в реале, но вот уже только онлайн. Они вечно куда-то торопятся, но при этом везде успевают! У них более восьмисот друзей ВКонтакте, статус - «Влюблен», запись на стене: «В новом году обещаю стать лучше». Слушают рэп и русский рок, читают М.Булгакова и В.Каверина... У них все в порядке...
А мы? Меня иногда не покидает ощущение, что мы бежим за ними изо всех сил со своими тетрадками, учебниками и кричим вдогонку: «Это вам пригодится! Куда же вы? Постойте! Я еще не все сказала!» Но они уже далеко. И, конечно, нас не услышат. Если только...
Не бежать и не кричать. Постараться их понять, послушать... Кивнуть головой и сказать: «Да, пожалуй, в этом что-то есть...», почувствовать, что действительно есть! Быть честными и справедливыми. Не доказывать с пеной у рта, что без знания категории состояния они не обойдутся в этой жизни. Обойдутся и проживут. И без многих других категорий проживут. Не в этом дело. Просто им это, правда, может пригодиться. Честное слово.
Ну, конечно, нельзя все знать в совершенстве... Однако запастись как можно большим багажом знаний имеет смысл. Разве, собираясь в длительное путешествие, вы точно знаете, что вам пригодится, а что - нет? Вы уверены, что сможете предусмотреть абсолютно все? А если будет дождь, снег, цунами? А вдруг придется вместо двадцати дней задержаться еще на десять? Что скажете на это? Что следует брать в такое путешествие? Только ограниченный запас продуктов, вещей или как можно больше, на всякий случай? Тяжело? Конечно, тяжело. Зато легко будет в пути. Ну, да-да! Метафора! А чем она плоха? Жизнь - очень большое и серьезное путешествие. И моя задача - дать им как можно больше знаний. Берите. Вот только как-то ненавязчиво надо, чтобы ученик сам спросил, а я бы ответила или натолкнула его на мысль, пусть задумается... Малыш, шагающий с мамой по тропинке весеннего сада, спрашивает: «Мама, а что это? Одуванчик? А почему он желтый?» Малыш не озабочен тем, что получает новое знание, а мама совершенно не обеспокоена тем, закрепится ли оно. Возникла потребность знания, возник вполне естественный вопрос...
Когда-то я подумала: почему в школе должно быть по-другому? И вот мои уроки литературы из традиционных учебных часов постепенно превратились в живое, постоянно развивающееся действо. Пушкин? «Маленькие трагедии»? Прекрасно! Вопросы, идеи, мини-проекты и, наконец, спектакль! Именно театр дает каждому возможность раскрыться, реализовать свои способности! Какие только знания нам не пригодились! Музыка, хореография, изобразительное искусство, история и литература словно переплелись в едином стремлении оживить прошлое на маленькой сцене. Вот они - школьные знания для реальной жизни! Вот где торжествует художник со своим умением создавать эскизы к костюмам, ликует юный хореограф, которому предстоит сочинить танец к нашей постановке, а уж как счастлив историк, тонко намекнувший нам на то, что во времена Моцарта не носили такие пышные парики! И только математик с самым строгим, серьезным выражением лица вычисляет высоту цилиндра (головного убора, конечно), которая перпендикулярна двум его основаниям. Вот тут я бессильна, признаюсь, но не отчаиваюсь! А я учусь у своих детей так же, как они учатся у меня: просто, естественно, по ходу событий.
И вот еще что! Никогда не возникнет скучного вопроса «Зачем это нужно?», если человеку интересно! Поэтому просто продолжаю урок. Увлекательный урок знаний, которые обязательно пригодятся в реальной жизни.
Ирина ФРОЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №402 имени Алии Молдагуловой

Кто ты, малыш?
Чем любишь заниматься?


Школьная программа перенасыщена ненужной информацией, бедные школьники годами корпят над тем, что потом в реальной жизни им никогда не пригодится!» Приходилось ли вам слышать подобные фразы? А может быть, не только слышали, но и говорили, писали об этом? Недавно на образовательном портале я прочитала статью, в которой автор сетует, что растерялся в ситуации, когда банкомат «проглотил его карточку», ведь в школе его не научили, что нужно делать в таких случаях. Приходит домой и видит: его сын-школьник готовится к уроку - учит, как развести костер и построить шалаш в лесу, то есть то, что изучал сам автор много лет назад. Возмущению нет предела: сколько можно?! Лучше бы в школе давали полезные знания, чтобы ребенок был готов ко всему, что ждет его в реальной жизни.
Согласитесь, родителя можно понять. Разве не замечательно, если вместо тригонометрии или генетики, которые никогда не пригодятся, наш ребенок ознакомится с правилами поведения у банкомата, научится делать покупки в интернет-магазинах? На биологии он вырастит томаты, а на английском переведет инструкции по сборке мебели, тут же применив на деле полученные знания. Польза школы очевидна, не так ли?
И вот проходит пять-семь лет... Наш выпускник попрощался со школой, смотрит... а банкоматов нет! Их заменили электронные платежи. Домашний робот-хозяйка и мебель соберет, и на гидропонной установке томаты, клубнику - все, что пожелаешь, вырастит. Зачем теперь человеку те «полезные» знания, о которых просили его родители?
Мир головокружительно меняется. Не за горами обучаемые нейронные сети, машины с автопилотом и освоение межгалактического пространства. С какими проблемами столкнется выпускник 2027 года? Трудно представить! И мы снова задаем себе вопрос: так какие же знания должна давать школа сегодня, чтобы завтра в изменившемся и продолжающем меняться мире юный человек не растерялся, а нашел свое место?
Школа сегодня может дать ребенку бесценное знание. Кто ты, малыш? Чем любишь заниматься? В чем ярче всего проявляется твоя индивидуальность, твой дар? Мы, учителя, поможем тебе понять это. Как? У нас есть два пути. Первый - с начальной школы дать тебе побольше информации, загрузить домашними заданиями и по матрице-шаблону постоянно оценивать, вот тогда-то нам и станет понятно, кто ты! Второй путь - вовлечь тебя сначала в игру, а потом в исследования, дать возможность сделать собственное открытие в науке, искусстве, спорте, ты сам почувствуешь, кто ты, и выберешь то дело, от которого поет твоя душа. Этот тернистый путь проб и ошибок сложнее, но, по-моему, он единственно верный. Помню, как в школе, где я училась, учителя заметили мою способность логично и просто объяснять материал и попросили проводить консультации для одноклассников, моя душа пела, домой я летела на крыльях! Они дали мне знание, определившее мой жизненный путь, мой полет продолжается двадцать лет.
Двадцать лет! Порой кажется, что я динозавр: меня учили когда-то правильно вставлять катушку в фильмоскоп! Представьте лица современных учеников, к которым я зашла бы на урок с такой аппаратурой. Улыбаетесь? Постойте, но ведь не только я, многие учителя вышли из бескомпьютерной эпохи. Знаний, используемых сегодня, тогда просто не было. Как же нам удалось не только «выжить», но и стать успешными в своей профессии? В школе нас научили думать. Только мыслящий человек способен освоить необходимые ему знания и применить их в реальной жизни. Нас провели от глубинного познания наук - тригонометрии, генетики - к умению эффективно использовать свой мозг в любой ситуации. Выражение «cogito ergo sum» для меня имеет особое значение. Сейчас я веду этой дорогой своих учеников и не сомневаюсь, что это пригодится им в жизни. Согласятся ли со мной составители итоговых тестов, зачастую требующих знаний, полученных в результате механического заучивания?
И последнее, что не дает мне покоя: на любом банкомате написаны инструкции, что делать, если он «съел» твою карточку... Так какие знания не дает школа?
Наталья ТИТОРОВА, учитель биологии школы №1376

Арсенал знаний
Скорость получения наукой информации стремительно растет


Чему и, главное, как должна учить школа? Вот вопрос, который задает себе человечество столько лет, сколько существует сам социальный институт школы. И, вероятно, в каждую эпоху существует представление о том, что школа учит совсем не тому, что может пригодиться в реальной жизни. А знание, которое она дает, имеет чересчур теоретизированный, оторванный от практики характер.
Так, уже деятели Возрождения критикуют и высмеивают схоластическую систему преподавания, утверждая, что она неприменима в окружающем мире. Идеал учителя для них - человек действия, экспериментатор вроде Панурга из бессмертного «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле.
Меняется эпоха, и вот уже философы Просвещения критикуют современную им педагогику. Концепции Руссо и Песталоцци вновь призывают к тому, чтобы дети получали навыки деятельности, а не «азбучные истины».
Пройдет еще сто лет, и создатель американского прагматизма Джон Дьюи предложит практико-ориентированное обучение, из которого, к слову, возникнет и столь популярный ныне метод школьных проектов.
При этом критика педагогической системы далеко не всегда была уделом профессионалов. Ведь не случайно далекий от педагогики Артур Конан-Дойль вкладывает в уста своего эксцентричного персонажа фразу о том, что память человека подобна чердаку, куда лишь безумец будет тащить что попало. И зачем ему, Шерлоку Холмсу, знать, к примеру, что Земля вращается вокруг Солнца, если это никоим образом не поможет в его профессии.
«Меньше готовых знаний! Больше умений и навыков!» - раздавались призывы и весь ХХ век. Да и сейчас практико-ориентированный, компетентностный подходы ставят получение знаний на второе, а то и на третье место.
Конечно, эти обвинения в адрес школы не совсем беспочвенны. То, что школа отстает от жизни, - это факт непреложный. Знание, уже принятое в качестве истины современной наукой, дойдет до школы в лучшем случае спустя десяток лет. А все возрастающая скорость получения наукой информации не оставляет надежды на то, что школа когда-нибудь сможет дать актуальное знание.
Так что же, следует полностью отказаться от передачи готовых знаний и развивать лишь умения, в частности, умение самостоятельно находить информацию, благо получить ее в настоящее время не представляет никакого труда? На мой взгляд, это не совсем верный путь. Не то что бы я был убежденным сторонником «знаниевой парадигмы», нет. Но нельзя отрицать и важность начальных знаний. Любая индукция строится на обобщении первичных истинных фактов. Поэтому если мы хотим, чтобы ребенок делал выводы, сам находил истину, то нужно снабдить его арсеналом знаний, от которых он сможет оттолкнуться в своем творческом поиске.
Есть и еще один аспект проблемы. В основу любой личности в числе прочего закладываются и знания, полученные в раннем возрасте. Именно они отвечают за создание социальных установок. Ребенок, усваивая на докритическом уровне информацию, подаваемую как истина старшим поколением, формирует социальные установки, схожие с установками предыдущего поколения. Таким образом, формируется преемственность, и благодаря именно этому свойству психики отцы и дети имеют шанс понять друг друга.
Представим на миг, что дети получат лишь способы поиска информации и навыки анализа. Какую информацию они возьмут и как интерпретируют? Будут ли их выводы похожи на наши? И если нет, то сможем ли мы в итоге понять друг друга? Или же тогда мы, старшее поколение, будем выглядеть в их глазах жалкими и смешными «гадкими лебедями», как это описано в одноименной повести братьев Стругацких?
Виктор МАЛКОВ, учитель истории и обществознания лицея №1524

Красота реального бытия
Самое главное и удивительное, что могут открыть для себя дети


Могли ли вы представить, что пять слов «школьные знания для реальной жизни» могут вызвать столько вопросов, эмоций, могут навести на глубокие размышления? Первая мысль: «А бывает какая-то другая, нереальная жизнь?» Ответ: «Да, бывает, но я, к счастью, с ней не знакома».
Сидите ли вы в социальных сетях, играете ли в компьютерные игры? Я нет, просто на это у меня нет ни минуты времени, хотя многие отдают его виртуальному пространству, получая взамен лишь сомнительное удовольствие. У Юлии Вознесенской в романе «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» показан мир будущего, где виртуальная жизнь признается за реальную. В этом мире не надо трудиться над собой, выстраивать с кем-то отношения, ведь в интернет-пространстве ты и так хорош, у тебя все есть. Не хочу, чтобы наши дети жили в такой реальности. Думаю, мой труд отчасти показывает им красоту реального бытия, вызывает интерес к окружающему миру, учит присматриваться друг к другу, понимать, что именно человек - самое главное и удивительное, что могут они для себя открыть. В этом главная задача нашей профессии.
Словосочетание «школьные знания» вызывает у меня вопросы, ответы на которые я буду искать всю жизнь. Как рождается знание? Хороший учитель никогда не был транслятором информации. Учитель помогал ученикам переводить информацию в знание. Знание невозможно получить. Знание - это продукт деятельности мозга, его усилий, оно может быть только сформировано. Если информацией ученик может овладеть самостоятельно, то вот знание само по себе у него не сформируется. Да, сегодня при необходимости ученик может обучаться на удаленном расстоянии от школы и учителей. Но только учитель-профессионал знает, как, в какой последовательности, в какое время, каким образом, какую систему упражнений, вопросов, задач и заданий надо предлагать ребенку, чтобы это конкретное знание стало его собственным.
Когда я бываю в Царскосельском лицее, то завороженно прохожу мимо шкафов с книгами на всевозможных языках. На их корешках авторы: Корнель, Лафонтен, Апулей и другие. Я понимаю, что мальчики, окончившие лицей, были образованнейшими людьми своего века, но современный первоклассник в умении обращаться с техникой по сравнению с А.С.Пушкиным Эйнштейн. Д.И.Менделеев понятия не имел ни о строении атома, ни о протонах, ни об электронах, а открытие периодического закона и создание периодической системы называют научным подвигом. Дмитрий Иванович подарил миру чудо научного предсказания, классификацию элементов, веществ, давшую мощный импульс для развития химической промышленности. При этом он не мог ответить на главный вопрос открытого им же самим закона: почему свойства элементов и их соединений изменяются именно в такой последовательности? 99 процентов девятиклассников, заглянув в периодическую систему, расскажут о строении атома любого элемента, объяснят, почему и как в периоде и группе изменяются свойства. Значит ли это, что школьники знают больше Менделеева? Нет, они лишь владеют большей информацией, а знание в конечном итоге, если оно есть, трансформируется в способность из нескольких фактов рождать свой собственный факт. Когда такая способность проявляется у ребят на уроке, я ликую, значит, знание сформировано! Часто ли такое бывает? Отвечу - бывает!
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...» Мы не предскажем, какие знания завтра потребуются нашим детям. Но я верю, что чем больше человек знает о мире, о себе, чем разнообразнее способы его мышления, чем уникальнее его умения и навыки, тем шире его возможности для самореализации в реальной жизни. На эту тему до меня здорово порассуждали современные авторы А.Жвалецкий и Е.Пастернак в книге «Я хочу в школу!». У Тихона Шевкунова в книге «Несвятые святые» написаны замечательные строки о молитвенном труде монахов: «...за дверьми их келий каждую ночь рушились и создавались Вселенные». Пусть это не покажется кощунственным, но, когда я иду во время уроков по школьным коридорам, мне кажется, что за дверьми классов тоже рушатся и воссоздаются Вселенные!
Наталья КУПРИЯНОВА, учитель школы №630

Не хочу быть Гейтсом!
Между отсутствием образования и успехом мирового масштаба зияет огромная дыра причинно-следственных связей


сть одна шутка, которая очень горько звучит для системы образования: «Скорее! Здесь есть кто-нибудь, кто знает алгебру? - Я знаю алгебру! Что случилось? - Ничего такого, на что ты мог бы повлиять». В названии темы как будто недостает предиката: «Школьные знания для реальной жизни: а) не нужны; б) краеугольный камень; в) бесценны; г) как мертвому припарки». Но это не тест, здесь нельзя найти один правильный ответ. Зачастую «для реальной жизни» заменяется на «для сдачи теста». Ученики цирковыми тиграми старательно учатся прыгать сквозь обруч, живут в клеточках бланков ответов, но, когда стихают последние аплодисменты и представление заканчивается, они не знают, куда идти и что делать. Отсюда вырастает ненависть к укротителям и цирку.
В Интернете море мотивационных видеороликов и бизнес-цитат, которые постоянно ставят нам в пример успешных людей, бросивших учебу: Билл Гейтс, Стив Джобс, Ральф Лорен - в этом пулемете еще много имен. Но если задуматься хоть на минуту, то можно обнаружить, что между отсутствием образования и успехом мирового масштаба зияет огромная дыра причинно-следственных связей. Точно так же можно сказать, что если пить больше молока, то количество нобелевских лауреатов в стране увеличится. Между этими фактами есть лишь корреляция, а не причинно-следственная связь. Такую простую разницу вполне можно и объяснить в школе. Но пока этого нет, людьми легко манипулировать и вселять идеи о бесполезности школьного образования, вредности глютена, вакцинации как причине аутизма. К сожалению, этот список огромен.
Современная жизнь человека проходит под знаком абсолютной информационной свободы. На одной полке с серьезными исследованиями по истории оказываются книги Н.В.Старикова и А.Т.Фоменко. На соседних каналах показывают лекции Ю.М.Лотмана и репортажи о рептилоидах и Атлантиде. В Интернете, с одной стороны, стремительно развиваются образовательные проекты, с другой - люди верят в русофобские или русофильские цитаты британского актера Джейсона Стэйтема. Человека в таком пространстве очень легко сбить с толку.
По одной из версий, у птиц есть внутренний магнит, с помощью которого они всегда знают, где юг. Школа должна дать такие знания, которые смогут стать компасом в этом безумном, безумном, безумном, безумном мире. В школе можно научить отличать лозоходство от науки, правду от откровенной лжи и передергивания фактов.
Роман У.Эко «Пражское кладбище» целиком посвящен возникновению теорий заговоров, автор легко и доходчиво объясняет, как подобные идеи завладевают умами. Такое знание могло бы стать иммунитетом к различным ультраправым идеям, периодически возникающим в головах населения. И это лишь один конкретный пример того, как школа может повернуть содержание образования навстречу общественным потребностям.
Но не стоит впадать в крайности и провозглашать бесполезными все наши школьные знания. В 2004 году десятилетняя англичанка Тилли Смит отдыхала с семьей на одном из пляжей Таиланда. Она заметила, как быстро уходит вода от берега, и смогла спасти сотни туристов от цунами. Кто знает, что бы случилось, если бы девочка прогуляла урок географии, на котором она это узнала. Случай с Тилли Смит - прекрасная метафора того, каким важным для жизни может оказаться школьный урок.
Не верьте тем, кто говорит, что «бытие определяет сознание». К.Маркс никогда не имел в виду того, что понимается большинством. Никакая материя не способна подвигнуть человека к изменению хода его мыслей. Чтобы запустить машину человеческого разума, нужно знание. «В начале было Слово» - греческий логос имеет не один десяток значений, одно из которых - знание.
Анатолий ФРОЛОВ, учитель русского языка и литературы школы №2097

Пытаясь победить
Юная свобода жаждет действия


ужасный тренер! - пятиклассник Андрюша импульсивно выпрыгивает из-за парты, хватается за голову, топает ногой: - Нет! Нет! Не-е-ет!» Но через секунду смеется. «Ты самый лучший тренер! - его «подопечный», он же сосед по парте Витя, прямо из класса звонит маме: - Я сдал пересказ про Америку! Только в одном слове немного ошибся!» А класс ликует на все лады. Сегодня у Виктора пятерка. Первая в жизни.
Мой милый читатель... Помнишь, когда тебя впервые спросили: «Кем ты хочешь стать?» Помнишь, какие чувства жили в тебе тогда? А что, если я задам тебе тот же самый вопрос сегодня?
В этом году я вновь работаю в пятых классах. Здесь юная свобода жаждет действия. Спешит, верит, увлекается. Наверное, поэтому почти все мальчишки - будущие футболисты, девчонки - актрисы, а я - изобретатель!
«Я не выучила слова. Просто в голову не помещаются!» - жалуется Света. Она усердно прописывала каждое слово по 50 раз. Придумывала ассоциации. Делала карточки. Тренировалась на компьютере... Вместе «прогоняем» слова. Понимаю, что трудная лексика почти сразу ускользает из памяти. На ходу придумываю метод «возврат беглецов». Смысл в том, чтобы зафиксировать в голове слово, потом ненадолго отвлечься и через 20 секунд усилием воли вспомнить его хотя бы частично. Делаем по 3 подхода с каждым словом. Чувствую, как мозг начал трудиться. За остатки перемены удается освоить половину домашнего задания. Радуемся вместе. Вижу огонек любопытства в глазах: «А формулу так выучить можно?» Пробуем. Получается. Света поверила в себя. Теперь она знает, что в жизни можно покорить любую вершину. Надо только найти тропу.
Евгений на уроке веселится, провоцирует, вертится. Чтобы оказаться в центре внимания, готов на все. Но наедине с учителем спокоен. Даже застенчив. Рассказывает, как хорошо провел каникулы. Как летал к бабушке в Новосибирск. Вот только сидеть в самолете было неудобно. И ему, и маме... Да и вообще всем! И вдруг картинка складывается, как пазл.
«Жень, а как бы ты мог решить этот вопрос?» - «Очень просто!» И он стал вдохновенно рассказывать о том, что хотел бы сделать особую подкладку на сиденье. Ведь стоит только сесть повыше, как силуэт кресла совпадет с очертаниями тела. И будет удобно. Под шеей окажется выступ спинки кресла, а под спиной - небольшое углубление.
К следующему уроку Женя сделал презентацию на английском. Рассказывал, что придумал специальные подкладки для авиакресел. Был бесстрашен перед зрителями. Смеялся над оговорками. Обнимал своей энергией класс. Все кивали, поддерживали, спрашивали. Проблема оказалась знакомой каждому.
Ребята получили урок взаимопонимания. А Женя почувствовал успех. С возрастом гиперактивность пройдет. Но останется смелость выступать, предлагать, вдохновлять.
«Который час в Лондоне? Кто первый ответит - «пять»!» Класс азартно забурлил. Коллективно пытаются освоить тему «Мировые часы». «9.45! Минус три часа!» - выкрикивает Машенька, показывая телефон. «Где ты нашла? Покажи!» - потянулись к ней одноклассники. Пройдет время. Вместо игр в телефонах будут серьезные программы для важных дел. Но останется желание быть первым. И радость от состязания и решения задач.
В моем классе почти никогда не слышно, как гудят лампы. Здесь звучит совсем другое: удивление, любопытство, успех, вдохновение. И, конечно, английская речь. Вот и сейчас ребята заняты упражнением: вполголоса обсуждают, советуются. Пытаются «победить» неправильные глаголы. Вдруг робко поднятая рука. Ирочка. Будущая актриса. «Сегодня Андрея нет. Можно я помогу Вите?» Проверяю ее тетрадь и киваю. А через минуту вижу воплощение чуткости, проявленное в ее жестах и взгляде. Прислушиваюсь: «Витя, где тут глагол? Сможешь найти? Попробуй еще!» И я понимаю - она открыла то волнующее чувство, когда в успехе другого человека есть и твоя заслуга, частичка тебя. Интересно, кем она станет? Учителем? Медсестрой? Врачом? Впрочем, может, и артисткой. Но обязательно добрым человеком и заботливой мамой.
Мария ТЮЛЯЕВА, учитель школы №1253