Время бежит быстро. Кажется, что 2007 год был совсем недавно, а вот уже 10 лет после него стали историей. Почему именно 2007-й? Потому что цитата из газетной статьи 2007 года. 29 декабря 2006 года Президент России В.В.Путин подписал Указ «О проведении Года русского языка», и весь следующий год был посвящен русскому языку. Отдельное место в ряду актуальных в течение всего года тем заняло обсуждение того, как мы стали плохо писать и говорить, почему падает уровень грамотности и растет количество речевых ошибок и, как всегда, кто виноват и что делать. И вот одна из многочисленных цитат, которая и сегодня, спустя 10 лет, звучит так же актуально.
Для жизни языка 10 лет - ничтожно мало, для жизни человека, для жизни школы - много. А мы с вами живем в мире, который меняется столь стремительно, что это действительно очень много! И все это время изо дня в день живет наш язык, вбирающий от каждого из нас хорошее и разное, отдающий нам то, что мы можем и хотим взять. Мне очень близки слова, сказанные Виктором Антоновичем Садовничим о языке как основе для того, чтобы мы жили. Именно так.
Тема кажется избитой и неинтересной, если бы не одно «но». В последнее время по-новому зазвучали вопросы «прикладного характера»: «А зачем? Какая разница, грамотный ты или нет, правильно говоришь или с ошибками? Компьютер исправит, окружающие поймут, на успешности и благополучии не отразится!» Аргументы, которые приводят учителя в беседах с учениками и которые кажутся старшему поколению убедительными, далеко не всем кажутся достойными внимания. Более того, в наше «спрессованное» и перегруженное информационными потоками время это рациональное «зачем?» нуждается в точном и адресном ответе, иначе его быстро вытеснят другие приоритеты и важные занятия. С одной стороны, в профессиональном сообществе не утихают дискуссии о содержании курса русского языка в школе и о методике его преподавания, с другой - ежедневно наши дети формируются как языковые личности (в школе и вне ее), и черновиков в отличие от написания сочинения у жизни нет.
И опять же даже последние 10 лет - долгий срок в борьбе за сохранение «чистого и правильного» русского языка. Несмотря на то что борьба идет с переменным успехом, основания для оптимизма, пусть сдержанного, есть. Другое дело, что запас прочности, если его не пополнять, иссякнет. И ответственность за жизнь языка у каждого. Из этого не следует, что у всех нас есть или должны быть безупречная речь и безошибочное письмо - нет! Живая спонтанная речь, наши эсэмэс и электронные письма далеко не всегда образцовые, и это естественно. Мы разные и говорим и пишем по-разному. Язык - это мы. И если мы следим и ухаживаем за собой, почему появляются мысли, что к языку можно проявлять равнодушие? Если уместно такое сравнение, то я бы сравнила процесс ухаживания за языком с умыванием. Зачем мы умываемся, зная, что это не навсегда? Чистим и стираем одежду, зная, что она все равно раньше или позже испачкается? Мы стремимся поддерживать определенный уровень чистоты, воспринимая это стремление как данность. В жизни мы стараемся сберечь лучшее и избавляемся от ненужного. Думаю, в отношении языка не может быть по-другому.
Спор о том, чему и как учить на уроках русского языка, выходит далеко за рамки филологического. Письмо, чтение, говорение - все связано и переплетается. Уверена, в мире информации и жизни как текста - а иначе никак! - важность понимания, смыслового чтения, умения работать с информацией, умения общаться будет еще больше. И нет в школе русского языка только для русского языка, есть язык для освоения всех предметных областей, для общения, для жизни.
А может быть, время и задачи изменились настолько, что пора изменить отношение к изучению русского языка в школе? Интересно узнать мнение коллег независимо от предмета преподавания.

Вита КИРИЧЕНКО, директор гимназии №1520