В моей работе - а я с 1995 года руковожу объединением «Журналистика и риторика» в нашем Центре развития творчества детей и юношества «Пресня» - журналистика идет бок о бок с литературным творчеством и с широкой панорамой общей культуры (литература, история, краеведение, фольклор, театр). Это позволяет избежать или хотя бы снивелировать негативное влияние на детей издержек журналистской профессии.
Как все мы знаем, журналист - профессия опасная. Опасная прежде всего тем, что, занимаясь ею, очень легко потерять себя как личность, потерять моральные тормоза, перешагнуть в самом себе границу допустимого. Все взрослые видели фильм «Профессия - репортер» и понимают, о чем я. Несколько лет назад на фестивале «Начало» нашим детям показывали очень страшный фильм о журналистке, ради красивого кадра не бросившейся спасать жизнь ребенка. После просмотра этого фильма многие призадумались: стоит ли делать свое детское увлечение профессией?..
Конечно, в детской журналистике таких экстремальных ситуаций, к счастью, не бывает. Тем не менее юного журналиста тоже подстерегают опасности. Занимаясь журналистикой, слишком легко уверовать в собственную крутость без достаточных на то оснований, слишком близко лежат вседозволенность и безмыслие. И что греха таить - попадаются среди руководителей журналистских объединений и такие, которые сознательно культивируют в детях пресловутые «пробивные качества», ориентируют детей на приемы и уровень «желтой прессы» самого низкого пошиба.
Где та грань, где кончается журналист и начинается «журналюга»? Нащупать ее непросто порой и взрослым - каково же детям, с их отсутствием жизненного и культурного опыта, с назойливыми дурными примерами перед глазами?..
На мой взгляд, просто преступно штамповать из детей «журналюг» без культуры речи, без общекультурной базы, без широкого кругозора и глубоких знаний. Занятия журналистикой - отличный повод ненавязчиво погрузить юного человека в контекст культуры, в толщу человеческого опыта, сделать надежную прививку против масскульта и «желтизны».
Иной раз просто оторопь берет, стоит взять в руки какой-нибудь школьный альманах или районную молодежную газету: кто учит детей быть настолько небрежными к языку, к чувствам, к основополагающим нравственным понятиям?.. Выдрессированные таким образом дети похожи друг на друга, как шурупы в коробочке, хотя очень-очень любят заявлять о своей индивидуальности, о том, что они не толпа, о том, что по линованной бумаге надо писать поперек... Не зная толком ни о чем, они берутся писать обо всем. Вооруженные десятком стереотипных представлений, берутся рассуждать на любые темы. Подобный подход навязывается, притом агрессивно. Попытки достучаться, содрать с человека шелуху стереотипов и готовых формул подобно тому, как сдирал шкуры Аслан с Юстаса в «Хрониках Нарнии», встречаются в штыки. Причем аргументация, как правило, состоит все из тех же готовых, оскомину набивших формул: «все разные», «это мое мнение», «не навязывайте мне»... Смешно и грустно. Молодым людям как будто надели на голову коробку, шоры, ограничивающие кругозор.
Другая беда юных журналистов в том, что персонаж незабвенного фильма «Доживем до понедельника» называл «принцип У-2»: угадать и угодить. Это особенно ярко проявляется на конкурсах. Скулы сводит от скуки, когда читаешь некоторые работы, присланные, к примеру, на конкурс «Волшебное Слово». Безликие, стертые, одинаковые слова на одни и те же жеваные-пережеваные темы: Интернет - это плохо (без вариантов), наркотики - это проблема, с экологией - беда, люди - жестоки, а главное в жизни - выделиться из толпы. Скучно читателю и скучно самому журналисту, отрабатывающему ненавистный урок. На этом фоне по-настоящему интересные работы сверкают драгоценными жемчужинами. Их авторам удается разглядеть добрую и конструктивную составляющую интернет-сообщества, предложить свежее решение конкретной экологической проблемы, заметить среди окружающих людей нетривиальных, замечательных, интересных.
Такие работы, безусловно, есть, и их не так уж мало. Радует грамотный, вдумчивый подход многих педагогов - руководителей студий и молодежных редакций. Но общая тенденция, равняющая детей, что называется, «по шнурку», не может не настораживать.
По моему глубокому убеждению, этих бед можно избежать, если не отрывать журналистику от работы со словом, от литературного творчества. Исторически так сложилось в мире, а в России особенно, что писатели сотрудничали в газетах, а журналисты писали книги. Это разные, но органически связанные профессии. Занимаясь литературным творчеством, оттачивая чувство слова, знакомясь с лучшими образцами, ребенок просто не сможет писать блекло, скучно и стереотипно, не сможет превратиться в не отличимый от других шуруп.
Еще один важный момент - доступность детям качественной прессы. Пестрой макулатурой с рекламой и «полезными советами» завалена сегодня каждая квартира. А многим ли детям доступна хорошая детская пресса - «Пионерская правда», «Путеводная звезда», «Введенская сторона»? Во многих ли семьях выписывают серьезные газеты, толстые литературные журналы? Лет пятнадцать назад мне не приходилось объяснять ученикам, как пишется рецензия - примеры были у всех перед глазами. Сегодня за образец берется в лучшем случае рекламная аннотация, а в худшем - отклик с «Афиши» или «Озона», безграмотный, поверхностный, но преисполненный апломба. Есть ли способ противостоять этому? Есть. Неустанно пропагандировать качественные издания - детям, родителям, читателям блогов и соцсетей.
Век назад Валерий Брюсов, обеспокоенный нашествием масскульта и «опрощением» общества, восклицал: «Унесем зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры...» Посмотрите, какую великолепную возможность получили мы, люди третьего тысячелетия, нести эти «зажженные светы» в массы, нашим детям, всем-всем! Умеющий видеть да увидит: сегодня в соцсетях огромное количество страниц, пабликов, сообществ о литературе, культуре, истории. Молодые люди иногда не слишком умело, часто косноязычно обсуждают книги, проводят параллели, делают выводы - не ради школьного домашнего задания, нет. Остается только ненавязчиво подтолкнуть учеников туда, в эти группы, показать, что в соцсетях можно не только перепощивать тесты и «мемы». Увидев огромный и объемный мир, ощутив зовущий океан возможностей, подростки перестают плескаться в лужицах - стереотипы становятся неинтересными и ненужными. Спасибо тебе, Вини Пух: мы на правильном пути!
В повести Льва Кассиля «Великое противостояние» девочка говорит взрослому, открывшему для нее «форточку» из душного и пресного обывательского мирка в огромный, переливающийся всеми цветами мир: «Вы для меня сами как телескоп. Я через вас все по-другому вижу». Стать для ребенка таким телескопом непросто. Это намного труднее, чем дать ребенку в руку микрофон и внушить ему, что он не менее крут, чем те, в телевизоре.
Вдумайтесь: именно мы, взрослые, - носители культуры. Именно нам с вами вменено в обязанность передать эту культуру следующим поколениям. Именно на нас с вами лежит ответственность за то, каким будет будущее, построенное нашими воспитанниками. Давайте относиться к детям и нашему, безусловно, очень важному делу серьезно, бережно, деликатно.

Анна ЯМПОЛЬСКАЯ, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Пресня», организатор Московского открытого конкурса детско-юношеского литературного творчества «Волшебное Слово», член Союза журналистов России и Международной ассоциации журналистов