Когда я решила, что буду учить будущих врачей, мои коллеги-словесники скептически отнеслись к этому. Мол, нет профессионального роста, не мотивированные на гуманитарные науки школьники, невозможно привить им интерес к литературе. Но я равнодушно отнеслась к этим высказываниям, потому что считаю, что врачи, как, собственно, и учителя, в силу публичности своей профессии оказывают огромное влияние на уровень культуры в обществе.

Им дана возможность общаться с людьми разного воспитания и культурного развития, и именно они, ежедневно работая со своими пациентами, являясь гармонично образованными интеллигентами, будут, по словам М.А.Булгакова, «бороться с египетской тьмой ровно столько, сколько судьба продержит» их. Именно эту концепцию я стала реализовывать в своей работе словесника, прививая детям любовь к русской литературе, к театру, к искусству вообще. Мне удалось совместить урочную и внеурочную систему воспитания, сделать это единым учебным пространством. И стало вполне логичным увлечение ребят наряду с органикой и неорганикой, общей биологией и цитологией творчеством Ф.Достоевского, М.Булгакова, Н.Гумилева, А.Солженицына...

Сегодня я горжусь своими учениками! Ведь они не только победители олимпиад разного уровня по химии и биологии, но и лауреаты всероссийских литературных конкурсов, победители в конкурсах проектов по литературе, лауреаты конкурсов чтецов. Да и это, наверное, не главное. Важно, что благодаря поддержке моих коллег и администрации школы мы смогли создать удивительную воспитательную среду, в которой школьник чувствует себя гармонично развитым, обладающим возможностью искать интересное для себя в разных направлениях.
Сейчас для нас совершенно естественно, что наши медики каждый месяц посещают лекции по литературе, проводимые учеными и поэтам. Так, в этом году нам очень понравился цикл лекций поэтессы Инны Кабыш, лауреата Ахматовской премии 2015 года, школьники узнали много интересного о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, об ОБЭРИУтах, о Н.Заболоцком.
Открытием для нас стало посещение выставочного проекта «Квартирный вопрос» в Центральном литературном музее, музея Достоевского. Очень понравилась выставка «Искусство XX века» в Третьяковской галерее. Захватывающим и волшебным стало путешествие на Булгаковском трамвае. Конечно же, каждый месяц мы ходим в театр, для некоторых это становится духовной потребностью. С одиннадцатиклассниками каждый год мы реализуем школьный проект «Мы читаем поэтов Серебряного века». Ребята с удовольствием читают стихи, разбираются в непростой, но интересной поэзии модернизма. Оказалось, что самыми любимыми у медиков являются Н.Гумилев и Б.Пастернак.
Интерес к литературе привел нас в «Гумилевское общество», членами которого мы являемся после того, как стали участвовать с 2012 года в ежегодном Гумилевском фестивале на Бежецкой земле. Он проводится для того, чтобы привлечь внимание широкой общественности к исторической несправедливости: у талантливого поэта Серебряного века, основателя акмеизма Николая Степановича Гумилева нет в России музея. Благодаря фестивалю, а значит, и нашим ученикам медицинских классов народный музей был открыт в 2015 году в Бежецке. Это, несомненно, деятельный вклад моих учеников в культуру страны!
В прошлом году два ученика 10-го медицинского класса Маша Терехова и Даниил Игумнов приняли участие в Открытой городской конференции проектно-исследовательских работ учащихся по краеведению и истории «Россия - мое Отечество» и стали победителями в номинации «Культура презентации». Конечным продуктом данного проекта было создание школьной музейной экспозиции «Н.С.Гумилев: поэт, путешественник, воин».
Сейчас уже новые десятиклассники медицинских классов Маша Тетевина, Даша Добрынина и Катя Лагутина завершают работу по ее созданию, и накануне 15 апреля, дня рождения поэта, состоится открытие школьного музея Н.С.Гумилева. Уже сейчас председатель Гумилевского общества О.Л.Медведко-Лукницкая говорит, что это будет важным событием в культурной жизни Москвы.
Подводя некий итог своей работы, могу уверенно сказать, что я счастлива быть учителем именно в медицинских классах. А своим коллегам-словесникам добавлю: «Не бойтесь работать в негуманитарных классах. Интерес к предмету можно привить в любой аудитории, главное - этого очень захотеть, заразить учеников своим стремлением. И результат не заставит себя долго ждать».
Наша школа, как и многие учебные учреждения столицы, включена в проект «Медицинский класс в московской школе». Думается, наш опыт работы по культурному воспитанию можно рассматривать как модель формирования у учащихся данного профиля разносторонне развитой личности будущих врачей. А это в свою очередь поднимает престиж профессии, значимость роли врача в современном обществе, что сегодня так необходимо и чему в конечном итоге посвящен общегородской проект.
Пусть наши будущие врачи любят русскую литературу и культуру, как любят ее мои ученики, ведь это залог процветания России!

Инга АРТЮХОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1253, заслуженный учитель РФ