- Петр Витальевич, как вы считаете, ограничивается ли только этими формами предпрофессиональная подготовка выпускника? Какие еще формы внеурочной деятельности необходимо ввести?
- Для медицинских классов такая форма работы с вузами вполне комфортна и полностью отвечает целям и задачам, которые они успешно реализуют в рамках общеобразовательной школы. Если же говорить о ресурсном центре профильной медицинской подготовки школьников Первого МГМУ имени И.М.Сеченова - Сеченовском предуниверсарии, то с момента поступления будущий абитуриент медицинского вуза становится частью университетского сообщества. В предуниверсарии на кафедрах созданы условия для выполнения инновационных образовательных и научных проектов, участия в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, культурных программах, спортивной жизни вуза, центром которой является физкультурно-оздоровительный комплекс на стадионе «Буревестник». Для всестороннего развития обучающихся проводятся занятия и экскурсии в Музее истории медицины университета.
Мы уделяем внимание формированию и гармоничному развитию личности будущего медицинского специалиста, стремимся уже на этапе довузовской подготовки не только передать знания, но и воспитать у ребят вовлеченность в профессию, гуманное отношение, а главное - милосердие. Воспитание и развитие таких личностных качеств - это одна из лучших традиций Сеченовского университета, который в будущем году отметит свое 260-летие.
- Известно, что профессия врача требует не только теоретических знаний, но и практических навыков. Обладают ли ими выпускники медицинских классов и Сеченовского предуниверсария - будущие студенты медвузов?
- Медицинские классы в рамках проекта оснащались с учетом рекомендаций нашего университета. Узнавать новое, получать дополнительные знания обучающиеся медицинских классов могут также и на площадках университета. Приведу пример. Несколько лет назад мы запустили проект «Шаг в медицину», пользующийся большой популярностью у старшеклассников московских школ. В течение трех месяцев школьники получают практические навыки по оказанию первой помощи, учатся помогать пострадавшим. В случае поступления к нам в университет мы засчитываем им участие в проекте как практику первого курса. Конечно, оснащенность Сеченовского предуниверсария по сравнению с медицинскими классами намного выше, учитывая его специфику. Площадка Сеченовского предуниверсария зонирована под различные задачи: зона коллективного пользования, проектно-исследовательская зона с физической и химической экспериментальной лабораториями, биологический экспериментариум, функциональная зона и Центр обучающих технологий «Старт в медицину».
Каждый обучающийся имеет возможность работать над научным проектом с самым современным оборудованием, включая 3D-принтер. Лекции и мастер-классы представляют специалисты в различных областях медицины с использованием индивидуальных планшетов и интерактивных технологий.
Обучающиеся в предуниверсарии имеют возможность посещать кафедру сестринского дела, преподаватели которой ведут практические занятия по отработке навыков ухода за больными и общения с ними, а также решают ситуационные задачи с участием пациентов-волонтеров из числа учеников.
Таким образом, Сеченовский предуниверсарий стал первым звеном в системе непрерывного профессионального образования «школа - вуз - клиника», реализуемой в течение двух лет Первым МГМУ имени И.М.Сеченова.
- Проект «Шаг в медицину» позволяет учащимся освоить навыки оказания первой медицинской помощи и является программой ранней предпрофессиональной подготовки. Дает ли он представление о специфике профессии врача?
- Проект «Шаг в медицину» реализуется сразу на нескольких площадках университета - в Сеченовском предуниверсарии и в инновационной учебно-виртуальной клинике Mentor Medicus.
Учебная виртуальная клиника - это прототип 1000-коечной больницы, включающей в себя все этапы оказания медицинской помощи: реанимобиль с внутренним наполнением, отделение анестезиологии-реаниматологии, палату интенсивной терапии, гибридную операционную, отделение диагностики, родильный зал, палату для выхаживания недоношенных детей, отделения специализированной помощи, а также палаты пациентов.
Для тех, кто учится в предуниверсарии, проект «Шаг в медицину» является обязательным. Он носит практико-ориентированную направленность и позволяет формировать практические навыки с помощью тренажеров и симуляторов, а также освоить обучение на основе практической деятельности «своими руками» и определить сферу интересов обучающегося,  осознанно сделать выбор направления подготовки к специальности.
Мы считаем, что полученные таким образом практические знания важны для будущих абитуриентов, а проект «Медицинский класс в московской школе» дает полное представление о специфике профессии врача и позволяет успешно ориентироваться в выбранной специальности.
- Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет множество участников. Какой вы видите роль Сеченовского университета в этом проекте?
- Сегодня в проекте участвуют 83 школы столицы, в которых работают более 110 профильных классов. За неполный год работы в предуниверсарии мы успешно провели Всероссийский биомедицинский турнир, а также масштабные общероссийские научно-практические конференции.
Сегодня предуниверсарий оказывает консультативную помощь по практико-ориентированной части проведения предпрофильного экзамена для всех школ Москвы. Экспертный совет общеобразовательных программ медицинской направленности на его базе участвует в рецензировании учебно-методической литературы для учителей и создании оценочных фондов качества подготовки абитуриентов и выпускников медико-биологических классов.

Борис ДАВЫДОВ, начальник управления по стратегическим коммуникациям и информационной политике Сеченовского университета, кандидат социологических наук;
Андрей ЕЖКОВ, учитель биологии гимназии №1529