В условиях многолетней работы школы №171, зарекомендовавшей себя как образовательное учреждение, дающее высокие результаты в области преподавания естественно-научных предметов, становление гуманитариев происходило непросто. Но сегодня мы гордимся тем, что за 5 лет жизни гуманитарных классов сделано немало. Школа становится привлекательной для учащихся высоким качеством преподавания русского и иностранных языков, литературы, истории и обществознания.
Кто может поступить в гуманитарный класс? Те учащиеся, у кого есть желание углубленно изучать гуманитарные предметы, кто хочет получить фундаментальную подготовку по предметам гуманитарного цикла, позволяющую уверенно пройти такие важные судьбоносные испытания, как единый государственный экзамен и внутренний экзамен в МГУ имени М.В.Ломоносова и другие вузы Москвы. Интересная, не дающая скучать школьная жизнь, включающая участие во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников, различных интеллектуальных соревнованиях, в Московском открытом конкурсе чтецов...
Решая вопросы гуманитарного образования, мы обращаемся к педагогическим технологиям, направленным на индивидуальное развитие учащихся, их творческую инициативу, на навыки самостоятельного движения в мире информации, на формирование универсальных умений, необходимых во взрослой профессиональной жизни.
Вот уже третий год на базе школы №171 проводится научно-практическая конференция «Через тернии к звездам...», выпускается сборник проектных и исследовательских работ школьников «УМКА», осуществляется постановка театральных миниатюр на сцене. Для школьников таким образом открывается перспектива участия в инсценировках, возможность создания статей на интересующие их темы с последующей публичной презентацией и публикацией в сборнике. А что еще может заинтересовать гуманитария больше, чем работа над исследованием по любимой книге или создание важного лингвистического проекта?
Одной из важных составляющих процесса обучения и воспитания учащихся профильных гуманитарных классов является посещение музеев. Музейные уроки и тематические экскурсии для наших учеников никогда не будут скучными, поскольку всегда сопровождаются практическими или творческими заданиями, содержат элементы игры или исследования.
Конкурсы, интеллектуальные игры, исторические реконструкции, тестирования по истории России и Великой Отечественной войны на базе Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова давно стали неотъемлемой частью жизни будущих юристов и филологов.
Классы гуманитарного профиля принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках программы центра «Культурно-историческое просвещение подрастающего поколения в образовательных учреждениях студентами МГУ им. М.В.Ломоносова». Программа направлена на популяризацию у школьников исторического и культурного наследия России посредством организации партнерского взаимодействия, включающего СО НКО «Центр «Солнечный круг», МГУ им. М.В.Ломоносова, администрацию муниципального округа, управу, Совет ветеранов района Хамовники. Что может заинтересовать школьника - участника этой программы? Дискуссия «Почему именно Москва стала центром собирания русских земель?», историческая реконструкция «Военное дело и быт средневековой Руси», интеллектуальный марафон «У истоков государства Российского» или акции добра и заботы? Интересно и познавательно все. Главная задача, решаемая участниками программы, - повышение уровня исторической грамотности школьников, формирование у них патриотического мировоззрения.
Летнюю практику учащиеся проходят на базе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Лекции преподавателей юридического факультета МГУ, практические занятия на базе «Юридической клиники» МГУ, экскурсии по лучшему вузу страны способствуют формированию готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности и личностному развитию наших учеников, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством. В рамках практики ребята посещают Государственный исторический музей, Российскую государственную библиотеку, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственную Думу, Арбитражный суд города Москвы, исторический парк «Россия - Моя история». На протяжении всей практики учащиеся ведут дневник, который содержит задания описательного и аналитического характера, готовят и проводят экскурсии, работают в архивах, учатся работать с библиотечными каталогами.
Одним из приоритетов в области гуманитарного образования наша школа считает высокий уровень изучения иностранных языков. Учащиеся имеют возможность заниматься английским и немецким языками не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности. Наши ученики выполняют интересные проекты по лингвистике и переводоведению, читают произведения англоязычных авторов и смотрят художественные фильмы в оригинале. Школьники участвуют в интересных встречах с носителями языка в рамках посещения мероприятий в Исторической библиотеке города Москвы.
Стоит отметить и возможности, которые открываются перед преподавателями гуманитарных классов, - подбор профильного материала заданий повышенной сложности, возможность саморазвития и участия в конференциях с детьми, публикация собственных статей, основанных на полученном опыте работы с мотивированными детьми.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что гуманитарное образование является универсальным и применимым во всех сферах человеческой деятельности. Каждый вуз (а в дальнейшем и работодатель) мечтает о грамотном студенте (сотруднике), владеющем устной речью, способном создавать и редактировать тексты различной сложности, открыто выступать перед публикой. Подобные навыки и умения у будущих студентов и сотрудников престижных фирм способно сформировать только качественное гуманитарное образование, которое можно получить в современных школах Москвы.

Наталия СПИРИНА, заместитель директора, учитель русского языка и литературы школы №171, кандидат педагогических наук;
Светлана МАЛЬЦЕВА, учитель истории и обществознания школы №171;
Тамара ЮРЧЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №171;
Юлия СМИРНОВА, учитель английского языка школы №171