ТО «Тверское» Городского психолого-педагогического центра регулярно проводятся психологические гостиные для родителей. Основной задачей этих встреч является психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников и младших школьников с трудностями и нарушениями познавательной мотивации и активности. В процессе общения специалистов и родителей в центре внимания - формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и компетентности родителей таких детей.
Как правило, при обращении родителей к специалистам у детей данной категории нет ярко выраженных нарушений развития, поэтому специалисты дают общие рекомендации. Положение усугубляется низкой информированностью родителей о возрастных особенностях развития детей. В такой ситуации формирование позитивной родительской позиции затруднено.
В формате психологической гостиной «Мудрые родители» акцент ставится на семейном контексте развития и воспитания ребенка с трудностями адаптации в образовательной среде.
В современной жизни семья является микросоциальной средой, ресурсом, обеспечивающим гармоничное развитие ребенка, становление его личности. Благодаря эмоциональной близости членов семьи, склонности к солидарности и сплоченности именно в семье заключается большой скрытый потенциал, позволяющий обеспечить полноценное развитие детей. Особенно это актуально в отношении детей с трудностями и нарушениями познавательной активности и мотивации.
Встречи в психологической гостиной «Мудрые родители» будут полезны для семей с детьми, которые:
- с трудом сосредотачиваются во время выполнения заданий и игры;
- не замечают детали, рассеянны и небрежны;
- ведут себя шумно, не могут дождаться своей очереди, выкрикивают ответы;
- чрезмерно отвлекаются на посторонние предметы и звуки;
- бросают задания на полпути, забывают то, что им поручили;
- отказываются от выполнения деятельности, которая требует продолжительной концентрации внимания.
В свою очередь учитель также может помочь ребенку влиться в учебную среду, поддержать его, оказать эмоциональное участие и замотивировать на работу. Для этого стоит руководствоваться следующими рекомендациями:
- планировать интенсивные и активные занятия на начало дня;
- разбивать занятия на короткие по времени периоды и обязательно использовать физкультминутки;
- проводя занятия, педагоги и родители должны становиться настоящими артистами - экспрессивными, выразительными;
- снижать уровень требований к аккуратности при освоении нового навыка;
- привлекая внимание ребенка, использовать тактильный контакт (например, положить руку на плечо);
- предупреждать ребенка о планируемых действиях заблаговременно, создавать визуальный план учебного дня или недели;
- хвалить ребенка непосредственно после успешного выполнения задания или поручения, не откладывать похвалу на потом;
- договариваться о правилах поведения в незнакомом месте заранее (например, о том, что нельзя кричать в общественном месте, нужно переходить дорогу только со взрослым);
- не забывать, что повышенная активность может быть признаком переутомления, поэтому необходимо соблюдать режим дня, оставлять ребенку свободное время, которое он может провести так, как он хочет;
- позволять ребенку двигаться (например, можно попросить его раздать детям тетради в школе), ни в коем случае не лишать его перемен между занятиями; не забывать про важность прогулок на свежем воздухе;
- сопровождать устные инструкции визуальными подсказками (схемами, инфографикой, иллюстрациями, надписями);
- не вводить одновременно большое количество правил и запретов;
- на плане дня или недели отмечать порученные дела наклейкой, смайликом.
По итогам недели ребенок может получить значимое для него поощрение. Такая знаковая система вознаграждений позволяет ребенку видеть свои успехи и закреплять навыки. Ставьте перед каждым ребенком посильные задачи: слишком легкие заставят ребенка скучать, а слишком трудные могут вызвать отказ от выполнения, чувство неуверенности в себе.
Чтобы помочь ребенку успешно выполнить задание или поручение, следует руководствоваться следующими правилами:
- посмотрите ребенку в глаза;
- попросите его повторить вашу просьбу;
- расспросите ребенка о том, как он планирует выполнить поручение (что ты сделаешь сначала, а что потом?);
- поручайте следующее задание только после того, как он завершил текущее;
- делайте акцент на успехах вашего ребенка, на самых маленьких положительных сдвигах в поведении или обучении, поддерживайте его уверенность в собственных силах.
Оставайтесь спокойными, помните, что ваше терпение - залог благополучных отношений и развития детей!

Елена СИНИЦИНА, Екатерина КАЧАЛОВА, Светлана ПЛАХОВА, педагоги-психологи территориального отделения «Тверское» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы