​Есть сила благодатная в созвучьи слов живых...
Михаил Лермонтов


Мы живем в современном обществе, обремененном словесными нагрузками, и каждый из нас, ученых и педагогов, не может не ощущать главное противоречие жизни: слов, или информации, стало так много, что человек не успевает их переработать, освоить. Между тем русская классическая школа первостепенное внимание уделяла именно «дару слова».
Вот к открытию Царскосельского лицея 19 октября 1811 года учитель словесности и риторики Николай Федорович Кошанский готовит «Речь о преимуществах российского слова» и записывает: «Дар слова есть средство всех познаний и действий человеческих, и мы, желая быть полезными, прежде всего должны образовать сию способность - первое отличие и достоинство человека».
Часто ли мы любуемся и размышляем над такими словами о слове, которым наградил Создатель свое любимое творение - человека? Впрочем, современный человек должен, мне кажется, любоваться и такими строками: «Мне опостылели слова, слова, слова. // Я больше не могу превозносить права // На речь разумную, когда всю ночь о крышу // В отрепьях, как вдова, колотится листва...» (Арсений Тарковский). Это эстетически о конфликтах между любящими... и по контрасту с «мертвыми словами» (по Гумилеву) каждый из нас - ученик, учитель, родитель - пусть спросит себя: «А я несу ли живое, благодатное, любящее, мудрое, доброе, красивое слово?»
Человечество высказало на эту тему множество замечательных превентивных суждений: «за каждое праздное слово человек ответит в день суда» (Евангелие) или «во дни печальные Великого поста» Пушкин перекладывает в стихи молитву Ефрема Сирина: «Владыко дней моих! Дух праздности унылой, любоначалия, змеи сокрытой сей, и празднословия не дай душе моей...».
А учимся ли мы слову? На мой, филологический (то есть любо-словный), взгляд, везде и всегда. И особенно в школе, когда на каждом учителе лежит ответственность не просто знать свой предмет, но уметь так передать его СЛОВАМИ и в СЛОВЕ, чтобы ученик  заразился предметом, чтобы зажглось детское сердце тайным и явным восторгом и больше не остывало. Эта мысль также классична: в лучшем во второй половине ХIХ столетия Лицее имени цесаревича Николая существовало требование, записанное в уставе лицея: «Каждый учитель обязан владеть хорошим русским языком и уметь передавать на нем знания ученикам».
Если вернуться в день сегодняшний, то спросим о наших учениках, проверяя наши наблюдения: они любят СЛОВО? Любят ли они предмет «Русский язык», которым, по словам Пушкина, учитель Куницын «воспитал наш пламень»? Любят ли они предмет «Литература», где должно звучать художественно совершенное слово? Вообще-то, конечно, я ставлю здесь вопрос о риторике как теории истинного красноречия, искусстве убеждать слушателей не манипулятивным словом, а «силой ума и желанием общего блага» (Н.Ф.Кошанский).
В современном постинформационном обществе задача овладения и научения хорошей речи на всех ступенях дошкольного и школьного (впрочем, и вузовского) образования особенно трудна и сложна, но именно ее нам, ученым и педагогам-русистам, предстоит решать и никуда от нее не деться...
В Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина создается Школа русского слова для популяризации знаний и привлечения внимания самых разных групп населения к русскому языку, культуре речи,  риторике как искусству эффективной словесной коммуникации.
В намерениях создателей школы - регулярные встречи, занятия, лектории, мастер-классы, обучающие искусству слова, как публичного, ораторского, так и художественно-выразительного. Так, курс «Живое русское слово» планируется для взрослых учащихся, с тем чтобы приобщить каждого, кто любит и хочет владеть русским языком, к культуре слова, чистой, грамотной, убедительной и эффективной речи. Идея курса вызрела из занятий, встреч и просьб людей самых разных профессий, желающих заняться риторикой и культурой речи, совершенствованием ораторских навыков да просто хорошей русской речи.
Для старшеклассников планируется риторическая  школа «Юный оратор». Цель курса - знакомство школьников с риторикой как наукой о совершенной речи, обучение навыкам публичного выступления. Основу риторической школы составят старшеклассники, уже участвовавшие в различных ораторских конкурсах института и заинтересовавшиеся такими занятиями. Результатом курса должно быть участие в различных мероприятиях, проводимых институтом, поиск талантливых, одаренных детей - будущих словесников-русистов. Конечно, занятия этого курса должны помочь в разрешении одной из главных проблем сегодняшнего старшеклассника: как «начать говорить» и, следовательно, подготовиться к сдаче устного экзамена, о чем идут энергичные споры среди педагогов.
Для учителей и преподавателей вузов планируется программа дополнительного образования «Педагогическая риторика и культура речи преподавателя вуза и школы» (72 часа). Двухнедельный курс предполагает чтение лекций ведущими специалистами в области культуры русской речи и риторики из Института Пушкина и других вузов - большинство из них члены Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, отметившей в начале февраля этого года на ХХ Международной конференции в нашем институте свое 20-летие. Проведение программы для преподавателей планируется на середину июня 2017 года.
20 апреля 2017 года в 18.30 в Государственном институте русского языка им. А.С.Пушкина состоится открытие Школы русского слова с приглашением руководства института, известных ученых-филологов и общественных деятелей. После торжественных слов «с места в карьер» - первое занятие школы, которое мы назвали «О, слово русское, родное!..».
Нам, русистам-словесникам Института Пушкина, хочется многое сказать нашим коллегам, ученикам, родителям о возможностях словесного благоденствия... Приходите для заинтересованного разговора! До встречи очно и на сайте института (www.pushkin.institute.ru), где также планируется организовать наше без-у-СЛОВ-но СЛОВЕСНОЕ общение.

Владимир АННУШКИН, руководитель Школы русского слова, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики