В районе Куркино вот уже больше года существует образовательный проект - «Профиль Куркино»: это интересная и очень нужная инициатива директора школы №1298 и депутата Московской городской Думы Ольги Ярославской, поддержанная руководством других школ района. Цель проекта - предоставить куркинским старшеклассникам максимальные возможности для получения качественного образования по большому числу выбранных профилей непосредственно в районе проживания. Дело в том, что в местных школах существует запрос на обучение по множеству направлений, но в связи с нехваткой ресурсов одной школы, а иногда и просто из-за того, что желающих учиться по некоторым профилям немного, в стенах одного учреждения было очень сложно обеспечить работу сразу всех профильных классов. А Куркино - территориально обособленный район, он находится вдали от центра и соответственно от большинства вузов. Здешние школы молоды, традиции преподавания профильных предметов сложились еще не в полной мере, и как следствие происходил отток лучших учеников из района. И вот в Куркине задумались о том, как создать такие образовательные условия, чтобы ребята не уезжали: «Профиль Куркино» помогает решить данную проблему.
Согласно концепции проекта обучение по каждому из профилей проходит на базе одной из школ-участниц. То есть все старшеклассники из разных куркинских школ, выбравшие какое-либо общее направление, обучаются по профильным предметам вместе. Для работы в таких смешанных профильных классах отбираются наиболее профессиональные и талантливые педагоги-предметники. На данный момент «Профиль Куркино» - это единственный подобный проект сетевого взаимодействия в столице.
В рамках проекта регулярно проводятся интереснейшие экскурсии, школьники посещают семинары в различных вузах, общаются с представителями крупнейших предприятий. Очень важно наладить вот такой мостик между настоящими профессионалами своего дела и подрастающим поколением. То есть с ребятами, которые уже определились со сферой, в которой хотели бы состояться во взрослой жизни. Недавняя экскурсия в Симуляционный центр ГКБ имени С.П.Боткина лишний раз доказала, насколько полезны такие встречи. Как мне кажется, их вполне уместно было бы назвать этакой маленькой репетицией профессии.
Для ребят из куркинских профильных естественно-научных и технологических классов преподаватели Симуляционного центра больницы, учреждений, где врачей профессионально обучают работать не «на больных», а на сложных, специально сконструированных и оснащенных самой современной электроникой «симуляторах», провели интересную двухчасовую экскурсию.
Школьники ознакомились с применяемым сегодня в клинике передовым медицинским оборудованием, используемым при подготовке врачей различных специальностей. Ребята увидели, и им дали ощутить руками и применить всевозможные медицинские инструменты - они попробовали поработать, например, с эндоскопами, в том числе с фиброгастроскопом, посмотрели, как выполняются различные эндоскопические операции. Школьники смогли понаблюдать за тем, как «проводят операции» на искусственных глазах «симуляторов», на головном мозге и внутренних органах и даже как принимают роды.
Московская больница имени С.П.Боткина - одна из старейших и крупнейших клиник страны. Ее Симуляционный центр имеет уникальный и, безусловно, лучший в Европе комплекс симуляторов высшего уровня реалистичности с современным программным обеспечением, манекенами-имитаторами, электронными фантомами оборудования, тренажерами, интерактивным и медицинским оборудованием, инструментарием и расходными материалами. По некоторым видам симуляторов центр является единственным не только в России, но и на территории СНГ.
По «реакциям» манекенов (плач, стоны, изменение цвета кожи, изменения в фиксируемых ЭКГ, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и т. д.) можно составить весьма четкое и подробное представление о том, как в том или ином состоянии ведет себя реальный пациент. Как реагирует на ту или иную манипуляцию, назначение и проводимое лечение. Например, младенец после появления на свет кричит. А его губы в зависимости от самочувствия синеют, розовеют или чернеют.
Неудивительно, что многое увиденное ребят просто поразило. О степени их заинтересованности всем происходящим в Симуляционном центре московской больницы им. С.П.Боткина свидетельствует хотя бы тот факт, что вместо запланированных 45 минут школьники осматривали симуляторы и слушали увлекательный рассказ «гида» целых два часа. Безусловно, если будет возможность, для профильных классов различных школ такие эксперименты с «погружением в профессию» необходимо проводить и дальше.

Сергей СОРОКОЛЕТОВ, доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медчасти (по работе с филиалами) в Городской клинической больнице имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы