В начальной школе нам повезло с учителем. Наша учительница любила детей, и они любили ее, хорошо учила (судя по тому, что дети ее объяснения понимали), занималась их воспитанием, формированием коллектива, и это тоже получилось: у внука хороший класс, они все дружат, помогают друг другу, активно участвуют в школьных мероприятиях. Она являла детям пример интеллигентности, выдержанности и спокойствия во всех ситуациях, никто никогда не слышал ее крика.
Но вот наступил 5-й класс, разные учителя, каждый со своим характером, методами обучения и воспитания, в том числе «шумными». Для детей это, по сути, психологический стресс. Ведь не секрет, что в 5-м классе дети нередко начинают учиться хуже, чем в начальной школе. Мне кажется, что учителя, получающие детей после начальной школы, должны продолжить ту линию обучения и воспитания (и своего педагогического поведения), которую заложил учитель начальной школы, тем более если это хороший учитель.
Что меня волнует сейчас? Прежде всего отсутствие уважения к детям со стороны отдельных учителей. Учитель и ученик находятся, как известно, в разных «весовых категориях». Учитель может сказать ребенку все, ребенок сказать ему все не может.
Вот несколько конкретных ситуаций. Во многих школах сейчас электронные журналы и дневники. Оценки очень часто выставляются не сразу, а задним числом, поэтому неизвестно, откуда вдруг у ребенка появляется тройка по какому-то предмету, поставленная семь-десять дней назад, причем еще вчера ее не было. Он подходит к учителю, уверенный в том, что произошла какая-то ошибка: «Мария Ивановна (условно)! Почему у меня стоит тройка? Я не отвечал на уроке. Может быть, вы ошиблись?» Учитель заглядывает в свой блокнот - такой оценки там нет, тем не менее говорит, что оценка поставлена правильно, и «Не подходи больше ко мне!».
Другая ситуация. В декабре 2016 года родители вместе с ребенком-шестиклассником уезжали в отпуск, мама написала об этом заявление директору школы, мальчик хорошо учится, поэтому разрешение на двухнедельное отсутствие было получено. По возвращении обнаруживают двойку по одному из предметов, но в тот день ребенок по указанной выше причине был далеко от школы. На ходу придумывается объяснение: он не сдал какую-то работу. Казалось бы, дождись возвращения ученика и потребуй. Таких примеров не счесть, и все они говорят об одном: об отсутствии уважения учителя к ученику, которого подозревают во вранье, хитрости и бог знает в чем еще. Я думаю, что авторитет учительницы в обеих ситуациях невероятно вырос, если бы она сказала: «Извини меня, я действительно ошиблась».
Другие неприятные факты, свидетельствующие о том же. Нельзя опаздывать на уроки (кто бы сомневался?!), но в жизни бывает всякое. В некоторых школах нашего города после звонка раздевалка закрывается, дети не могут раздеться и сидят в этой самой раздевалке весь урок. Наверное, директора, издавшие такой приказ, думают, что, сидя в раздевалке, ребёнок узнает больше, чем на уроке. Когда я работала, мне тоже не нравились опоздания, и я говорила об этом студентам, начиная читать свой предмет, но при этом добавляла, что если уж такое произошло, то пусть они тихонечко входят, садятся и включаются в работу.
В нашей школе есть бассейн, часть уроков физкультуры проходит в бассейне, и это прекрасно. Дети моются в душе, переодеваются, а в это время уборщица машет шваброй. И мальчики, и девочки в своих раздевалках стесняются, но с ними опять же не считаются.
Теперь об оценках. Считаю, что роль школьной оценки чрезвычайно велика: это показатель знаний ученика, его добросовестности и старательности. Это стимул и важнейшее средство воспитания любви и интереса к предмету. Что такое тройка и тем более двойка для ученика? Это удар по его чувству собственного достоинства, вере в свои силы, по его авторитету среди одноклассников.
От объективности поставленных оценок зависит в конечном итоге уважение ученика к учителю. Если же ученик видит, что оценки берутся как бы «с потолка», ставятся неизвестно за что, порой просто по настроению учителя, то какой же это стимул?
В 70-80-е годы большой интерес у педагогов всех уровней вызывала методика донецкого учителя Виктора Шаталова. Виктор Федорович написал более 60 книг, пропагандируя и разъясняя суть своей методической концепции, которая давала прекрасные результаты в преподавании сложнейших предметов физико-математического цикла. В основе этой концепции - педагогика сотрудничества, создание особой атмосферы взаимного доверия и уважения (ребенок - учитель - родители). Названия книг Виктора Федоровича говорят сами за себя: «Куда и как исчезли тройки?», «Тройка обречена». Донецкий учитель всячески избегал плохих оценок, давая возможность ученику лучше подготовиться и получить хорошую оценку.
Применительно к русскому языку идеи Виктора Шаталова разрабатывала и внедряла в практику преподавания во многих школах страны, и тоже с прекрасными результатами, доцент Воронежского пединститута Ю.А.Поташкина.
Я думаю, при уважительном отношении к ученику со стороны учителя, при его искреннем желании ставить только хорошие оценки и тем самым стимулировать ученика к их получению было бы правильно при неважном ответе ребенка на уроке, что может быть по разным причинам (поленился, недоучил или не понял, пропустил урок и т. д.), сказать так: «Что-то ты сегодня неважно отвечаешь, подойди ко мне после урока, мы постараемся разобраться, в чем дело, а на следующем уроке я тебя спрошу». Это было бы прекрасно!
Все это я написала потому, что болею за нашу российскую школу, за образование вообще, и мне очень хочется, чтобы у детей были интерес к учебе, желание учиться, чтобы авторитет учителя был непререкаем. А разве не к этому мы все стремимся?

Людмила УШАКОВА, кандидат филологических наук, доцент