Как утверждают СМИ, под влияние попадают вполне благополучные дети, и движет многими любопытство. Несложно попасть в зависимость, выполняя одно за другим предлагаемые «задания» - вроде бы игра такая. Но тем не менее можно предположить, что не каждый подросток готов вступить в такую ужасающую игру. Скорее всего у него будут проблемы во взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками. Вероятно, он испытывает одиночество, не уверен в ценности собственной личности, не знает, каким образом он мог бы реализовать себя и свои способности в реальности.
В детском сознании ничего не появляется просто так. Апатию, отсутствие желания вступать в реальные контакты, страх перед реальной деятельностью, ведущей к достижениям и развитию способностей, дети «срисовывают» с окружающих, в основном взрослых.
На самом деле мнение о том, что для подростков общение со взрослыми отходит на второй план, уступая по значимости общению со сверстниками, не совсем верно. Для полноценного личностного роста каждого подростка важен взрослый, но только такой взрослый, который имеет авторитет, становится значимым. Плохо, если такого взрослого не находится в ближайшем окружении. Тогда подростки готовы пойти за любым авторитетом, и беда, если инициативу берут на себя люди с сомнительными нравственными принципами или вовсе без них.
Элементарный пример: неработающая состоятельная мамочка, имеющая помощницу по хозяйству, редко заглядывающая в книги и все дни напролет занимающаяся своей внешностью, удивляется, почему ее дочка не проявляет интереса к учебе и с отвращением относится к любой трудной работе, в том числе к выполнению домашних заданий. Или задавленный большой нагрузкой классный руководитель, который не проводит систематической работы с классом, ссылаясь на отсутствие у детей интереса к взаимодействию. Но интереса прежде всего не имеет он сам. Поэтому очень важно, чтобы окружающие подростка взрослые сами обладали жизнеутверждающими стратегиями поведения.
Если мы говорим «здоровые отношения», даже не раскрывая это понятие, мы знаем, о чем идет речь. Здоровые ценности, забота о чувствах окружающих, поддержка, искренность, доверие. Но как порой непросто все это реализовать! Тем не менее я уверена, что в большинстве случаев заинтересованный учитель и любящий родитель способны отследить опасные изменения в поведении школьников. Только вопросы при их возникновении взрослые должны задавать прежде всего себе.
Неверно считать, что в школе мы готовим учеников к взрослой жизни, а сами просто зарабатываем себе на жизнь, которая существует вне работы. Школьная жизнь - это и есть значительная часть жизни учителей и очень важная часть жизненного пути взрослеющей личности. Поэтому школьная жизнь должна быть полноценной, яркой, насыщенной, наполненной разными эмоциями и радостью. Радостью от хорошего ответа, победы в конкурсе, выступления на концерте или конференции, от внимательного отношения окружающих, от возможности обсуждать разные глубокие проблемы, оттого что тебя ценят и видят твою уникальность, позволяют тебе грустить, думать, творить, быть разным и быть самим собой. В этом суть хорошей школы и здоровых отношений. В такой обстановке как-то само собой происходит очищение.
Это не значит, что не возникает отрицательных переживаний - обид, разочарований, непонимания, досады. Все это необходимо. Но важно уметь со всем этим справляться. Этому помогает общая заинтересованность в том, чтобы сделать жизнь каждого «жителя» гимназии лучше. На этой базе здоровых отношений можно затрагивать любые проблемы, обсуждать вопросы одиночества, зависимостей, жизни и смерти, ведь они так волнуют и пугают подростков. Хорошо затрагивать их, например, в связи с просмотром фильмов, чтением стихов. Тогда все будет зависеть от того разворота обсуждения, который будет задан взрослым. Вот такой рецепт я хотела бы дать. Это так просто! И в то же время так сложно...

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область