Цели урока

1. Создать у ребят яркое образное представление о языческих верованиях древних славян, причинах их возникновения, показать взаимосвязь язычества с занятиями и бытом наших предков.

2. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности и работы с документально-методическим комплексом (ДМК), а также логических, образных и оценочных умений при восстановлении языческой картины мира древних славян.

3. Способствовать формированию интереса к теме, продолжить воспитание уважительного отношения к языческой культуре, ставшей основой многих наших традиций, тесно связанных с русской культурой.

Работа с понятиями

Актуализация понятий: Перун, Макошь, Даждьбог, Радогость, Идол, капище, волхвы.

Знакомство с новыми понятиями: язычество, жертвоприношение.

Средства обучения

В ДМК входят:

а) «Источники знаний» - адаптированные тексты из популярной энциклопедии М.Семеновой «Мы - славяне!»;

б) рисунки и иллюстрации по объявленной теме, отксерокопированные из энциклопедии «Мы - славяне!», а также из многотомной «Иллюстрированной мировой истории», том «Славяне»;

в) «Словарь языческих терминов»;

г) рисунок-схема картины мира древних славян (карта исследователя, которую нужно заполнить).

ХОД УРОКА

I. Вводно-мотивационный этап

1. Учащимся предлагается игровая ситуация, по условиям которой они являются исследователями.

2. Постановка задачи учебного исследования: подготовить рассказ о верованиях древних славян по различным источникам. Учитель знакомит детей с ДМК и объясняет алгоритм работы:

отобрать из «источников знаний» необходимую информацию;

восстановить картину мира древних славян, раскрасить цветными карандашами, делать необходимые записи (используя языческие символы и термины);

составить словарь языческих терминов.

3. Составление плана исследования.

Ученикам предлагается определить круг вопросов, на которые они хотели бы найти ответы (в рамках темы). Вопросы (самые разнообразные) фиксируются на доске (группируются, если это необходимо), ранжируются - определяется план исследования темы.

После корректировки план выглядит так:

1) Во что верили наши предки и почему?

2) Каким богам поклонялись? Какие обряды совершали?

3) Чему покровительствовали эти боги?

4) Как называлась религия древних славян?

5) Связаны ли верования с жизнью?

II. Операционально-познавательный этап

1. Самостоятельная работа:

используя алгоритм работы с ДМК, ответить на поставленные вопросы;

составить связный рассказ о восстановленной картине мира;

достаточно ли источников для того, чтобы составить полное представление о славянском язычестве?

2. Беседа с учащимися по результатам работы (обсуждение идет по вопросам плана и вопросам учителя).

3. Рассказ учителя об обрядах, идолах, капищах, жертвоприношениях, оберегах. По ходу рассказа учитель обращает внимание учащихся на рисунки и иллюстрации в ДМК.

Перед рассказом учителя ребятам дается задание:

* отобрать необходимую информацию для дальнейшего заполнения словаря языческих терминов;

* объяснить, почему славяне обожествляли силы природы.

После рассказа проверяется словарь.

4. Беседа, в ходе которой учитель подводит школьников к мысли о тесной связи язычества с занятиями славян, их бытом.

5. Во время заполнения опорной схемы и составления по ней рассказа о верованиях древних славян совместно формулируется обобщающий вывод.

III. Оценочный этап

1. Рассказать о верованиях древних славян по плану исследования.

2. Сделать вывод по уроку (коллективно определяя лучший рассказ и вывод).

Оценка учителем работы учащихся. Обсуждение и выставление отметок.

Домашнее задание

1. Основное (обязательное для всех): продолжить работу над составлением рассказа о верованиях древних славян, при этом употребить как можно больше понятий, изученных на уроке.

2. На выбор, по желанию:

написать мини-сочинение на тему «Что я узнал о верованиях древних славян»;

нарисовать любого бога славянского пантеона, дать ему характеристику;

подготовить сообщение о языческих праздниках, дошедших до наших дней.