В училище могут, например, научить, как грамотно построить (выложить) взлетно-посадочную полосу с нужной для аэродрома атрибутикой, как подготовить и выпустить в небо грозную крылатую технику. А если самолет «приболел», «вылечить» его и вернуть в строй. Все это могут выпускники училища.

Среди специальностей, осваиваемых курсантами, есть очень интересная - метеорологическое и геофизическое обеспечение. Предугадать погоду сложно. Нужны аппаратура, хорошая теоретическая база, опыт. И в вузе, на факультете метеорологии, есть все необходимое для получения таких знаний. Спецклассы, где моделируется деятельность метеоспециалистов, оборудованы по последнему слову техники. Туда стекаются данные о погоде из учебной метеообсерватории, расположенной на территории училища, и центра в Обнинске. «Учить людей работать с «живым» материалом, получаемым из космоса, со спутников, гораздо интересней, чем с бумажными архивами», - говорит начальник факультета полковник С. Бочкин.

Все направления обучения в ВВВАИУ за исключением гидрометеорологии - это авиационный тыл. В нем 12 видов обеспечения. В Сухопутных войсках, для сравнения, их четыре. По всем основным видам получают специальности выпускники этого вуза.

Подготовку офицеров ведут четыре факультета по пяти специальностям и четырем специализациям. Срок обучения - пять лет. Лейтенанты получают квалификации - инженер, педагог-психолог, менеджер.

В училище есть еще один факультет - специальный. В нем обучаются представители стран СНГ, дальнего зарубежья.

Вуз известен далеко за пределами Воронежской области. Команда КВН «Седьмое небо» участвовала в игре премьер-лиги клуба в Москве. По ее результатам ребят пригласили выступить в фестивале в Юрмале. Руководитель команды майор Игорь Давыдов говорит: «Творческой энергии у ребят - хоть отбавляй, что и предопределяет победу. Но загвоздка в том, что для выхода команды на более высокий уровень и участия в последующих играх крайне необходима финансовая поддержка спонсоров».

Овладевать знаниями курсанты умеют. Подтверждения тому - призы и грамоты с многочисленных олимпиад и конкурсов по точным наукам, информатике, иностранным языкам. На фестивале «Солдатская песня России», посвященном годовщине Великой Победы, солист вокально-инструментального ансамбля «Наследие» капитан Анатолий Никитченко стал обладателем гран-при. В номинациях «Сольное пение» и «Хореография» призерами стали курсант Дмитрий Сафонов и танцевальная группа училища «Неон».

На постаменте возле училищного плаца навечно замер легендарный МиГ-21. В 2000 г. в бетон памятника на торжественном построении училища вмуровали капсулу с посланием выпускникам 2020 г.

О делах и заботах коллектива рассказывает начальник Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища кандидат, педагогических наук, доцент генерал-майор Геннадий ЗИБРОВ.

- Геннадий Васильевич, оптимизация военного образования - дело сложное. Что удалось в этом направлении сделать возглавляемому вам учебному заведению?

- Реформирование Вооруженных Сил - процесс многопрофильный. Но все реформы останутся на бумаге, если их не будут продвигать люди - специалисты своего дела. Сейчас в органы государственного военного управления пришли профессионалы, которые не понаслышке знают, что такое Вооруженные Силы, какими они должны быть в обозримом будущем.

Конечно, структурная оптимизация коснулась и нашего вуза. Пришлось много заниматься переукомплектованием, пересматривать учебные планы и программы. Очень сложно было решать проблемы социальной защиты военнослужащих, выплат денежного довольствия, строительства. обеспечения жильем. Еще 5-7 лет назад офицеры, не видя перспектив роста, увольнялись из Вооруженных Сил. Теперь, а точнее, год - два назад начался процесс, диаметрально противоположный прежнему. У нас практически прекратился отток курсантов, офицеры в основном желают служить, продлевают контракты. Появился интерес к учебной и научной деятельности, повысилась требовательность к себе.

Наши курсанты и офицеры - участники всех межвузовских и областных олимпиад, причем, как правило, занимают на них призовые места. На выпускные экзамены будущие лейтенанты приходят с объемным багажом знаний, который впоследствии используют на службе. В последние годы некоторые выпускники защищают дипломные работы, используя иностранные языки. К основному получают еще и диплом переводчика.

Результаты нашей работы очевидны. Сделано много. Но и еще многое предстоит сделать. Необходимо наращивать усилия в совершенствовании и оптимизации учебно-воспитательного процесса, улучшении и строительстве материальной базы, жилья, объектов соцкультбыта.

- Каких специалистов готовят в училище?

- Подготовка кадров к офицерской службе осуществляется по нескольким специальностям и специализациям. Это - метеорологическое и геофизическое обеспечение авиации; эксплуатация средств автотехнического и газового обеспечения полетов авиации; инженерно-аэродромное обеспечение полетов авиации; системы обеспечения сооружений и объектов авиации; организация морально-психологического обеспечения войск. Профессий, получаемых в училище, другие вузы не дают. В этом - наша уникальность. В нашем вузе создан спецфакультет для иностранных военнослужащих. Мы ожидаем прибытия курсантов и офицеров-слушателей из стран Латинской Америки, Азии, Африки. Предположительный срок обучения курсантов будет пять лет, а офицеров - от восьми месяцев. Сейчас в училище учатся 76 курсантов из стран СНГ. Это представители Беларуси, Казахстана, Армении и Таджикистана.

Училище является не только межвидовым учебным заведением, но и межведомственным. Главное управление кадров Вооруженных Сил определяет численность выпускников в тот или иной вид, род войск, иные силовые структуры. Наши выпускники востребованы везде, от ВВС до специальных подразделений других силовых ведомств. И отовсюду отзывы о них, как правило, положительные. Многие выпускники награждены орденами и медалями, троим присвоено высокое звание Героя России. Капитан Игорь Яцков и старший лейтенант Вячеслав Шибилкин за мужество и героизм при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе удостоены этого звания посмертно.

- Расскажите, пожалуйста, о педагогах-наставниках будущих лейтенантов.

- В училище высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В связи с увеличением штатной численности преподавателей наш научный потенциал несколько снизился. Те должности, которые могут занимать специалисты с учеными степенями и званиями, пока остаются вакантными. Но, думается, восполнение кадрового пробела - дело времени.

Около 50 офицеров-преподавателей обладают боевым опытом, часть из них, в том числе и несколько гражданских педагогов, - участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Их знания и наработки широко применяются при подготовке лекционных материалов, в обучающих программах.

В преподавательской работе используется весь спектр научных знаний. Одно из важных направлений работы - духовное воспитание курсантов. Хочу отметить устойчивые, добрые отношения, сложившиеся между Воронежской епархией и нашим вузом. О сущности религии, православной вере идет речь на факультативных занятиях, проводимых совместно с работниками Воронежской духовной семинарии.

- Жилищная проблема в Вооруженных Силах сегодня самая больная. Как решается она в вашем коллективе?

- Стабильность кадровой политики, сохранение кадров профессорско-преподавательского и командного состава напрямую зависят от четкой и «прозрачной» жилищной программы. Ею вплотную мы начали заниматься с 1999 г.

В училище издавна сложились хорошие отношения с местными органами власти. Это помогает решать проблемы строительства жилья. Местная власть выделяет площади под застройку жилья по приемлемым для нас ценам. На этих территориях за прошедшие годы мы построили 9 домов - порядка одной тысячи квартир. До 12% жилья мы отдаем в резерв Главнокомандующего ВВС. Эти квартиры получают военнослужащие ВВС, уволенные в запас и отставку, из отдаленных местностей. За прошедшие год - два были выданы ордера офицерам, приехавшим из гарнизонов Тикси, Воркуты и других. Тем не менее около 640 человек в гарнизоне пока не имеют своего жилья. В училище эта цифра - 238 военнослужащих. В нее входят 120 семей, которые проживают в служебном жилье в черте вуза. Это три благоустроенных дома по сорок квартир каждый. Их заселили прежде всего офицерами постоянного состава и их семьями. Наша жилищная политика - хороший стимул к труду для молодых офицеров, пока не имеющих постоянного жилья.

- На территории училища мне неоднократно пришлось предъявлять служебное удостоверение патрульной службе. С чем это связано?

- Плановая работа командования, офицеров подразделений, контроль за учебным процессом привели к значительному снижению нарушений воинской дисциплины. Трагические события в нашей стране - взрывы в общественных местах, попытки захвата заложников, оружия предопределили иные нормы поведения. В училище мы предприняли ряд мер, обеспечивающих безопасность военнослужащих, наших родных и близких. Все это еще более сплотило, дисциплинировало людей, сказалось на несении службы в караулах, нарядах, дежурствах на различных объектах.

- Ни для кого не секрет, что людям в погонах нынче приходится непросто. Что вы можете сказать по этому поводу самым юным нашим читателям, которые раздумывают о том, чтобы связать свою жизнь с армией?

- Как бы ни была тяжела государева служба, она почетна и уважаема в народе. Человек в погонах олицетворяет образ интеллектуала, грамотного и воспитанного профессионала, воина-защитника. И чтобы стать таким на деле, а не на словах, нужна вдумчивая работа с каждым молодым человеком, решившим посвятить себя служению Отечеству. Тогда армия станет еще более крепкой и сильной.

Беседовал Сергей БАЛАКЛЕЕВ