И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя.
Мф. 5:30


Откуда берется в учителях эта (не)профессиональная наглость - заказывать и принимать подарки? Я не буду углубляться во тьму времен и описывать историю коррупции в России, кажется, лет пятнадцать понадобилось, чтобы сегодняшняя ситуация с учительскими подарками стала нормой. Почему и как?
Изрядно давно в сознании сограждан закрепился образ учителя как неимущего. Как-то так получилось (по чьей воле?), что учитель воспринимается априори бедным. Правда, когда его видят на хорошей машине и с дорогими аксессуарами, возникают когнитивный диссонанс и почва для необоснованных обвинений. Примем как данность: сегодня учитель может заработать на украшения, машину, даже на квартиру без взяток и подарков. Но образ бедного учителя успешно создан и применен, в том числе и учительской средой, на самое себя.
Так же давно происходит (бес)сознательное утрирование социальной важности профессии педагога. Именно утрирование. Переоценить работу учителя сложно, но можно. Это стало частью менталитета: «Если бы не вы, Марья Семеновна...» Слишком многое вольно или невольно перекладывается на плечи педагогов. Поначалу кажется: не снести безмерной ответственности, которую взвалило на учителя общество, забыв почему-то прописать это в трудовом договоре. А потом ничего, плечи потихоньку расправляются (не до конца), на лице застывает страдальческая улыбка, в глазах загорается благой свет... Готово дело. Психология жертвы и мученика включена.
Далее начинается интересное. Учитель редко получает ровно столько, сколько он заработал. Пожалуй, никогда. И цинизм в учителях не поощряется, хотя и встречаются интересные экземпляры, которые говорят начальству: «Моя работа стоит столько-то». И, что характерно, сделают, если заплатить. Но подобное сегодня редкость. Гораздо больше учителей, которые ощущают, насколько важно для общества то неосязаемое Дело, за которое им НЕ платят. Приходит осознание, что измерить горение души, эмоцию, чувство, нервы  невозможно. И создается ощущение, что платят мало, потому что посчитать и оплатить метафизическое нет возможности.
И тут приходят родители и приносят: «Спасибо вам за ваш бесценный труд. Только вы, ваше безграничное терпение и любовь к...» Ну и так далее. Поначалу педагог смущается, бормочет, что пустяки, что ничего подобного, что он просто делает свою работу, что это долг и «что вы, что вы, не надо, спасибо, правда, не нужно». Дарители готовы обидеться, они бьют себя кулаком в грудь и рычат: «От чистого сердца, помилуй Бог!» И суют пакеты. И сокрушенный учитель принимает подношение. После уроков он, приятно измотанный, разгребает цветы и заглядывает в пестрые обертки: вино, шоколадка, чай, кружка, ручка, ежедневник, косметика. Мелочь, а приятно. И чтобы себя успокоить, учитель начинает соотносить слова, сказанные в суматохе, с реальностью: «Ведь я же столько сил вкладываю, люблю детей, переживаю за них, ночей не сплю, пытаюсь научить их быть добрыми...» И подарки уже не кажутся такими... неуместными. Работал?  Получи.
Через год-другой учитель спокойно принимает пакет за пакетом, не менжуясь: а что такого? Все равно всучат. Шкаф забит конфетными коробками, запасов кофе хватит пересидеть осаду, из бара лишние бутылки раздариваются по случаю.
И вырабатывается привыкание. И аппетиты растут. Правда, азарт притупляется, трепетная любовь к детям оборачивается привычкой, энтузиазм уменьшается, нет больше огня. Но растет выслуга лет, значит, и подарки несут солиднее. Хотя именно за опытность учителю можно доплачивать по официальным каналам.
И начинаешь выбирать, а потом и заказывать. Например, руководитель выпускного класса достоин большего, чем цветы и конфеты, это знают все. Тем более если пробил хорошие оценки, протащил на медаль, устроил качественную подготовку к сдаче, договорился с нужными людьми. Это же тоже работа...

***
Так было паскудно, когда сам себя поймал на одном из этапов описанного процесса. И паскудно было, когда находил виноватых: общество-общество, это все они приносят и еще обижаются, если не берешь...
И как тяжело объяснять детям, почему не рад их чистосердечным подаркам, заботливо подготовленным родителями, потому что грань проходит где-то там, куда и сам заглянуть боишься. И берешь, и вторишь, и творишь... А они смотрят и учатся. Жить в обществе.

***
Убеждение, что ты достоин вознаграждения за тайное, не оплаченное по квиточку, поселяется внутри, укореняется в удобном кресле, подаренном прошлым выпуском, наливает «Хеннеси» и звонит по дорогому телефону, которого пока еще нет, но скоро будет. До конца года  рукой подать.