Над Военно-Морским Флотом во времена СССР комсомол шефствовал отнюдь не для галочки, о чем может рассказать любой ветеран ВМФ. Но самый показательный пример всенародной заботы наш флот ощутил еще... в начале прошлого века.

После разгрома под Цусимой Российский императорский флот был восстановлен на добровольные пожертвования населения страны. Даже далекий от морей эмир Бухары проявил военно-патриотические чувства, материализованные в огромной по тем временам сумме - миллионе золотых рублей. На эти деньги был построен эскадренный миноносец, который так официально и назвали: «Эмир Бухарский».

В наши дни традиции шефства над защитниками Отечества активно возрождаются. И вновь самые показательные факты можно наблюдать в отношении к Военно-Морскому Флоту. Накануне его трехвекового юбилея Общероссийское движение поддержки флота (в то время - Общественный совет «300 лет Российскому Флоту») объявило сбор добровольных пожертвований на достройку восьми боевых кораблей, заложенных еще в советское время.

И народ откликнулся. Организации и отдельные граждане страны, чьи названия и имена сохранит для потомков книга об этой общенациональной патриотической акции, проявили искреннюю любовь к Военно-Морскому Флоту. И в названиях спущенных на воду боевых единиц в соответствии с традициями уже живут имена мест, откуда пришла помощь. Так, «Ханты-Мансийск» и «Югра» будут постоянно напоминать морякам о городах и людях, благодаря которым заняли боевой строй эти современные корабли.

Впрочем, будут и другие напоминания. Ханты-Мансийский автономный округ взял под постоянную опеку корабли и людей. Тем более в экипажах несут службу по охране южных морских рубежей Отечества призывники из этого северного региона России.

Вообще же если говорить о шефских связях как традиции нашего общества, то наиболее показательно в этом плане отношение россиян к Краснознаменному Черноморскому флоту Российской Федерации.

Когда этот флот по известным причинам оказался, что называется, в подвешенном состоянии, у него и появились многочисленные новые шефы в разных уголках России.

Объективности ради следует сказать, что и украинская часть бывшего единого КЧФ не осталась без опеки. Вначале повышенную заботу о создаваемых военно-морских силах вооруженных сил Украины проявили жители западного региона. Сегодня военно-морские силы Украины патронируют уже все украинские регионы и столица Киев.

Российским черноморцам первыми в 1992 г. начали помогать краснодарцы. Сегодня их опекает уже большая часть субъектов Федерации. Причем невзирая на то, что по крайней мере до недавнего времени эта благотворительность, как говорится, влетала шефам в копеечку. Стоимость отправляемой на флот гуманитарной помощи увеличивалась для них на 30% за счет налога на добавленную стоимость и таможенного сбора. Украинское государство, бравшее такую плату со своего стратегического партнера за все, что поступало для нужд Черноморского флота, видимо, рассматривало оный в качестве богатой иностранной коммерческой структуры, за счет которой можно, хотя бы частично, покрыть расходы на содержание собственного флота.

Безусловно, другие объединения Вооруженных Сил России тоже нуждаются как в бесперебойном государственном финансировании, так и в шефских связях. И у многих уже есть шефы. Но в нашей стране принято дружно помогать в первую очередь не тем, кто ближе, а особо нуждающимся. Черноморский флот нуждается - в первую очередь - в поддержании боеспособного состояния техники и вооружения.

Чтобы легче было представить масштабы шефства, можно привести следующую цифру: Черноморскому флоту помогают представители более восьмидесяти областей, городов и районов России. Поначалу эта помощь носила довольно однобокий характер. На корабли и в части привозили продукты питания, некоторые расходные материалы... Но затем командование флота убедило представителей шефствующих регионов, что «продуктовые проблемы» оно в состоянии решить самостоятельно. Другое дело - средства для поддержания технического состояния кораблей.

Взаимопонимание с шефами привело к изменению всей структуры помощи флоту. Один из примеров - ракетный крейсер «Москва». В свое время он проходил затянувшийся плановый ремонт в Николаеве. 50% стоимости его ремонта оплачивал федеральный бюджет, остальные 50% - правительство Москвы.

Другой пример - шефство акционерной компании «Алмазы России - Саха» над самой боеготовой подлодкой ЧФ типа «Варшавянка». Даже эту современную субмарину на Черном море не миновали серьезные технические трудности, не устранив которые сложно говорить о боевой работе в море. Руководство компании в сентябре 1997 г. фактически в полном составе, во главе с тогдашним президентом

«АЛРОСА» Вячеславом Штыровым, прибыло в Севастополь, чтобы помочь решить технические проблемы подводных сил флота - заключить договор о шефстве и взять под социальную опеку личный состав подлодки.

Шефство над экипажем субмарины выразилось отнюдь не только в передаче морякам всевозможных подарков - от зубной щетки до видеоаппаратуры и множительной техники. Был заключен договор, который оговаривал, к примеру, возможность обучения уволенных в запас подводников за счет «АЛРОСА» с последующим трудоустройством на предприятиях компании, пополнение команды лодки лучшими призывниками из Якутии, выделение средств на поддержание технической готовности подводного корабля к решению боевых задач.

Командование в свою очередь обязалось создать соответствующие условия службы для воспитания патриотов и профессионалов. Договор неукоснительно выполняется, в чем стороны могут убедиться во время регулярных встреч, когда представители компании прибывают к подшефным - на подлодку, которая теперь официально именуется «АЛРОСА».

В самые тяжелые моменты истории флоту на помощь всегда приходили люди высокого гражданского долга. Безусловно, государство и только оно обязано обеспечивать всем необходимым свои Вооруженные Силы, дабы они не превратились в «вооруженные слабости». А лучшее участие штатских граждан, предприятий и организаций в поддержании высокой обороноспособности своей страны - своевременная уплата налогов. Поэтому логично, что в США банки, предприятия, администрации штатов и городов, прочие налогоплательщики не заключают шефских договоров с командованием флотов, авиабаз, военно-учебных заведений, чтобы регулярно посылать подшефным военным тоннами носки, зубную пасту, кеды, телевизоры...

Но нашу страну всегда с трудом понимали те, кто живет по законам своей логики. У нас неформальная забота о защитниках Отечества всегда была традицией многонационального российского общества. Особенно в трудные времена.