Всю жизнь пою, а на работе - стерва

Досье «УГ»

Шаповалова Лилия Ивановна - педагог академического пения Государственного музыкального педагогического института им. Ипполитова-Иванова. Заслуженный работник культуры России. Стаж работы - 35 лет. Выпуск - 60 человек. Ученики - заслуженные артисты России:

Сафонова Людмила и Ерохина Лилия - солистки 1-го оркестра Министерства обороны.

Смирнова Татьяна - солистка театра «Новая опера» и солистка по контракту Большого театра.

Пела я всегда, рассказывает Лилия Ивановна, наверное, еще с утробы. Во время войны в Харькове - мне было 7 лет - устраивала концерты для раненых. Становилась на стул и пела военные песни. Они рассаживались, кто где - стульев не хватало - многие прямо на полу. Один из них однажды подошел ко мне и сказал:: «Девочка, ты будешь певицей». Так оно и вышло. Но не сразу. Семья была не музыкальная. Родители - инженеры. Сначала я окончила строительный техникум и работала озеленителем города Харькова. При этом пела в самодеятельности - занималась в клубе у педагога Марьи Абрамовны. В конце концов желание петь победило. В Киеве проходил ежегодный республиканский конкурс вокалистов, став на нем лучшей, была рекомендована в Харьковскую консерваторию. На экзаменах, вспоминает Лилия Ивановна, по специальности получила «пять», а по истории СССР - «единицу». Но несмотря ни на что прошла. Было трудно, музыкальной грамоты я фактически не знала, но всему выучилась, потому что очень хотела петь.

Страна после войны была страшная - разоренная, вся под соломой. Люди - неустроенные, голодные. Мы студентами ездили с концертами в воинские части. После выступления нам накрывали стол. Больше и не надо было. Молодым ведь всегда хорошо. Лето - Украина - свобода. Пели и для колхозников. А они в благодарность несли все, что у них было, - яйца, мед, хлеб...

- Лилия Ивановна, а как сложилась ваша жизнь после окончания обучения?

- После консерватории меня пригласили работать в Театр оперы и балета г. Донецка, тогда он назывался г. Сталин. Я приехала туда с чемоданчиком. В театре была репетиция с оркестром. «Здравствуйте, - говорю, - я приехала». Очень хорошо, Лиля, что ты приехала. Давай становись, пой...

Молодых, как правило, ставят в какую-нибудь «дыру» - дают маленькие партии и в спектакли фактически не вводят. А у меня было так... Опера Джузеппе Верди «Травиата». Заболела певица (она меня потом ненавидела). Дневной спектакль. Дирижер спрашивает: «Лиля, ты «Травиату» знаешь, хочешь спеть?», а я только после консерватории. Тут, конечно, должны быть смелость и нахальство. Откажешься - больше не предложат. Плохо споешь - тем более. Спектакль прошел на ура, после окончания получила корзину цветов от дирекции театра.

Вообще случалось много разнообразных курьезов. Например, был такой случай. У меня от природы хороший слух, и я всегда знала все партии «от» и «до». На репетиции оперы «Иоланта» П.И. Чайковского парень, исполняющий партию «Короля», замешкался. Так я спела свою партию, а, заметив его нерешительность, еще и кусок его. Потом в театре ходил анекдот: «Короля» поет...

В Донецком театре я проработала 7 лет, была исполнительницей многих партий:

«Джильды» - опера «Риголетто», пажа - «Бал-маскарад», «Травиаты» - композитор Дж. Верди; «Иоланты» - опера П.И.Чайковского, Ксении - опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского...

В то же время подрабатывала в минской филармонии. Ездили с концертами на шахты. Вставали в 5 часов утра. Распевались уже прямо в автобусе. Однажды мне предложили: «Хотите полезть в шахту?» Я - человек смелый и авантюристка: «Очень хочу», - ответила я. Посадили меня в кабину лифта и вниз - под землю. А там душно: все узкое, тесно, темно. В одном месте пришлось ползти прямо на пузе. Кошмар какой-то. Вышла вся черная, как черт...

- Лилия Ивановна, а как вы познакомились со своим мужем?

- Во время концертов в городе Черновцы. Муж был военным - следователь по особо важным делам. Он увидел меня на сцене. А я после выступления встретила его и сразу поняла - это мое.

Когда мы еще не были женаты, получилось так, что из города уезжали на одном поезде. Он отдыхать, а я домой - в Харьков. Из вагона вышли вместе. На перроне стояли мама и мой младший брат. Увидев со мной незнакомого человека, брат громогласно поинтересовался: «Лиля, кто это?» «Мой муж», - не задумываясь, ответила я. «Это Лилькин жених, это Лилькин жених», - кричал он потом всю дорогу...

Выйдя замуж, переехала в Москву. Началась педагогическая деятельность в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. «На работе я стерва», - честно признается Лилия Ивановна. Вокал - самый трудный вид искусства. Вокалист поет, у него работает все: от пяток до макушки. Все, что происходит внутри, отражается в голосе. Поэтому необходимо развитие во всех направлениях - физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном.

- Лилия Ивановна, а все-таки, что важнее для певца: наставления учителей или же природный талант?

- Во-первых, надо быть фанатом. Талант - это труд, труд и еще раз труд. Совместный труд учителя и ученика. Оба должны быть заинтересованными. Любить то, чем занимаются, и работать, как сумасшедшие, тогда будет результат. От педагога зависит очень много. Он должен чувствовать, слышать, понимать, что ученик делает, что у него происходит внутри, что получается, а что нет. Должен уметь объяснить. Можно быть хорошей певицей, но при этом ужасным педагогом.

Но и от ученика, конечно, зависит очень многое. И, если он «дуб», тут уж ничего не сделаешь. Для того чтобы быть хорошим певцом, одного голоса недостаточно. Надо еще и головой соображать. Необходимо учиться, учиться и учиться всему на свете, черпать отовсюду, чтобы тебя засыпало знаниями.

А оперный академический певец - это вообще особый разговор. Здесь должно быть все. Музыкальность. Красивый, сильный летящий голос, тембр. Глубина и культура исполнения. Умение отразить голосом тончайшие оттенки чувств. Культура движения - навык владения собой, пластика, гибкость. Хорошие внешние данные...

Я стараюсь из учеников выжимать все соки. Иногда, правда, за них очень стыдно. Есть любители халтурить. Порой не выдерживаю: «Не выучила, тогда зачем пришла - иди вон отсюда». Грубо - но зато в следующий раз ученики себе такого не позволяют.

- Лилия Ивановна, а как вы строите свои отношения с учениками. Что в основе - непроницаемость и авторитет или же?..

- Нет, отношения дружеские - в любой момент могут позвонить, прийти. Все дни рождения отмечаем вместе. Случается разное. Однажды звонит ученица. Время - полвторого ночи. Ты с ума сошла, говорю, посмотри на часы. Ой, Лилия Ивановна, извините, я сейчас в ресторане, ужасно хочется спеть «Заздравную» Дунаевского, а слов не помню. Пришлось петь - среди ночи прямо по телефону.

Некоторые ученики уже сами педагоги. Приезжают, делятся: «Лилия Ивановна, мы своих учим, так же как вы нас»... «Спасибо!»...

Училище и работу свою люблю. В этом вся моя жизнь. Но иногда хочется плюнуть на все и уйти. Зарплата такая, что смешно говорить. За один частный урок я получаю, как в училище за неделю. Но закрываю глаза и снова иду. Без этого не могу...

- А сложно поступить в музыкальное училище?

- Да, непросто. Конкурс большой. Студентов берут мало - в год всего по два человека на каждый голос (два баса, два тенора, сопрано и т.д.) Много приезжих, ведь все стремятся в Москву. Училище Ипполитова-Иванова общежития не предоставляет (маленькое помещение). Иногородние абитуриенты, поступая, уверяют, что у них в Москве родственники, а потом оказывается, что никого нет. Поэтому учеба часто превращается в добывание денег. После окончания устраиваться на работу приходится самостоятельно. Трудно и им, и нам, но толковые талантливые ребята есть. Работать интересно.

- Лилия Ивановна, а как вы относитесь к нашей нынешней эстраде? Кого из исполнителей можно выделить с положительной точки зрения?

- Из тех эстрадных певцов, которые сейчас «на слуху», положительно можно сказать о Витасе. Парень очень хороший, великолепный. Здесь чувствуется культура от макушки и до мысочков - как он одет, как держится, как подает фразу, лицо... Раньше в дворянских семьях всему этому специально обучали. Сейчас это большая редкость. Он искусно владеет собой, знает, как себя преподнести. Все делает красиво. Многих раздражает, что он берет верхние ноты, но они у него есть. Его приятно слушать, на него приятно смотреть.

Профессионал, несомненно, Лариса Долина. Это звезда. Человек, который сам себя сделал. Такой, по-моему, должна быть певица. Работа и результат на лицо.

Спасибо вам, Лилия Ивановна, за то, что вы есть - живете, работаете, дарите людям счастье в обретении себя!