4 декабря 1950 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 423(V), озаглавленной «День прав человека», предложила «всем государствам и заинтересованным организациям принять 10 декабря каждого года как День прав человека, соблюдать этот праздник в память провозглашения Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. и умножать свои усилия в этой области человеческого прогресса».

Права и свободы человека и гражданина нашли в дальнейшем закрепление в международно-правовых документах (Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах.

Международные договоры, конвенции, пакты являются юридическим обязательством для государств, подписавших эти правовые акты или присоединившихся к ним.

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в 1993 году, приняла Венскую декларацию и Программу действий - общий план укрепления прав человека во всем мире. Делегации на Венской конференции вновь подтвердили универсальность и центральную роль прав человека. Они заявили, что права человека стали предметом «законной обеспокоенности международного сообщества» и что «все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными». На конференции были приняты новые меры исторического характера, направленные на поощрение и защиту прав женщин, детей и коренных народов.

В нашей стране права и свободы человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции Российской Федерации. Это самая объемная глава, она содержит 48 статей. Ранее действующие конституции за первооснову брали государство и обязанности граждан перед государством. В основе ныне действующей Конституции лежат права граждан и обязанности государства по соблюдению и обеспечению этих прав.

В Конституции Российской Федерации особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, то есть в сфере регулирования и защиты прав и свобод действуют как национальные, так и международные нормы, причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора. Конституция России провозглашает, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием.

Во многих странах в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Основные направления его работы: защита прав и законных интересов конкретных людей; на основе изучения и анализа повторяющихся нарушений прав человека внесение соответствующих предложений в органы государственной власти по устранению системных нарушений, улучшению ситуации в целом.

Одной из сторон процесса укрепления прав человека во всем мире стало провозглашение на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 г. Декларации прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами.

В дальнейшем ООН приняты и другие универсальные документы декларативного характера, например, о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965 г.), о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.) и т.д. Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Необходимость создания международного инструмента защиты прав детей связана с тем, что в Уставе ООН и основных универсальных конвенциях по правам человека наряду с общими критериями, по которым запрещена дискриминация личности (раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение), не оговорен особо возраст. Дети - многочисленная и одна из наиболее уязвимых в социально-политическом плане групп населения.

Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положение Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

Отличительной и прогрессивной чертой Конвенции является определение в ней целей образования детей, среди которых следует особо выделить «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения», «воспитание уважения к окружающей природе», «воспитание уважения к правам человека и основным свободам... принципам Устава Организации Объединенных Наций» (ст.29). Важна и ст.42 Конвенции, в соответствии с которой государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. В нем устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Отношения, регулируемые этим законом, являются отношениями, которые возникают при реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с теми нормами, которые закреплены в Конституции РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Многие эксперты утверждают, что правовые гарантии, закрепленные или провозглашенные в законодательстве Российской Федерации, охватывают практически все стороны жизни детей и молодежи. Однако сегодня они не соответствуют экономическим возможностям государства. Но психолого-педагогический аспект обеспечения этих актов, ориентированный на воплощение положений Конвенции о правах ребенка, гуманного к нему отношения, гармонизации его жизни в современных сложных условиях, не требуют таких затрат. Это прежде всего требует внесения новых приоритетов в наше сознание, утверждения в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену, и в том числе к детям.

Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые - педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации «Об образовании», определено в числе основных принципов государственной политики в области образования.

Владимир ЛУПОЯДОВ, заведующий кафедрой БИПКРО, Брянск