Правонарушение от другого поступка человека отличают следующие признаки:

1) Общественная опасность (причинение вреда обществу или отдельным его гражданам).

2) Противоправность (запрещенность уголовным законом).

3) Виновность.

Работа с понятием:

Вина - это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному действию и его результату.

Задание: рассмотрите материал параграфа, составьте таблицу.

Случаи возникновения вины:

Умышленно:

Когда правонарушитель осознает общественно опасный, вредный характер своих действий и их результатов и:

прямой: желает их наступления;

косвенный: допускает, что они наступят.

По неосторожности:

Преступная самонадеянность: правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет ее избежать.

Преступная небрежность: правонарушитель не предвидит вредных последствий, но обязан предвидеть.

Задание (работая в малых группах): рассмотрите предложенные вам ситуации и, пользуясь ПОПС-формулой, объясните, является ли данное деяние противоправным и почему.

ПОПС-формула:

П - позиция

В чем заключается твоя точка зрения - Я считаю, что...

О - обоснование

Довод в поддержку твоей позиции - ...потому, что...

П - пример

Факты, иллюстрирующие твой довод, - ...например,...

С - следствие

Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции - ...поэтому...

Ситуации:

1. Двое юнцов заскочили в парикмахерскую, но не для того, чтобы привести в порядок свои прически, а для того, чтобы ограбить мастера. Избив 30-летнюю парикмахершу резиновой и деревянной дубинками, «клиенты» сорвали с ее шеи золотую цепочку с кулоном и прихватили норковую шубу из шкафчика. В тот же день один из разбойников был задержан. Им оказался 16-летний учащийся ПТУ. Личность его подельника пока не установлена, но похищенное уже изъято.

2. В милицию поступило сообщение о заминировании школы. Ученики и учителя были срочно эвакуированы, но взрывного устройства обнаружить не удалось. Зато был установлен и задержан телефонный «аноним».

3. На станции Б. милиция задержала 42-летнего монтера и его 15-летнего сына, которые сматывали провод с линии электропередачи. Семейка уже наворовала более 40 кг алюминия, когда их за этим делом застали сотрудники милиции. Во время обыска по месту жительства задержанных было найдено еще 10 кг алюминиевых проводов.

Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность в виде взысканий: замечание; выговор; увольнение. Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей.

Преступление. Уголовная ответственность наступает с 14 за серьезные, а с 16 лет за все виды преступлений (за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении недонесение о преступлении и совершение преступления) и выражается в применении уголовного наказания: обязательные и исправительные работы; арест; ограничение свободы; ограничение по военной службе; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. В совокупности с ними могут применяться: лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград; конфискация имущества; штраф; лишение права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенную должность.

К несовершеннолетним (совершившим преступление небольшой или средней тяжести впервые) могут быть применены не все виды наказаний:

- исключается смертная казнь;

- лишение свободы не более 10 лет;

- исправительные работы - не более 1 года;

- арест - от 1 до 4 месяцев применяется с 16 лет.

Могут применяться принудительные меры воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей;

- возложение обязанностей загладить причиненный вред;

- ограничение досуга.

Уголовная ответственность не наступает в случае:

- необходимой обороны;

- крайней необходимости;

- физического или психического принуждения;

- обоснованного риска;

- исполнение приказа или распоряжения.

Домашнее задание: подготовиться к мини-дебатам «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, необходимо снизить».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель граждановедения, Волгоград