Учитель каждый день входит в школьный класс и замыкает на себе внимание учеников. И то, что он будет делать на уроке, в конечном итоге будет определять их будущее сознание и косвенно качество нашей будущей жизни.
Хорошие учителя были во все времена. Лучшие из них всегда опирались в работе на детские эмоции: удивление, радость от познания нового, от маленьких открытий и приращения своих умений. Чтобы содержание урока стало внутренним содержанием сознания учеников, они должны быть включены в работу на уроке, а это возможно только тогда, когда учитель становится мотиватором, передает не только знания, но и отношение к ним, свои собственные смыслы.
Лучшие учителя не солируют постоянно, они добиваются, чтобы инициативу брали в свои руки ученики. Так на уроке разворачиваются дискуссии, решаются проблемы, проводятся исследования, создаются проекты, ученики сами выстраивают линию доказательств, составляют задания для других, спорят и активно постигают этот мир. В этом случае информационные технологии становятся хорошим ускорителем, катализатором, помогают перенести в аудиторию модели реальности, создавать новое наглядно и быстро.
Для школы как эффективно работающей организации важно не только сиюминутное эмоциональное состояние учителя, но и его личность как источник формирования личности ученика. Важно, чтобы учитель заходил в класс (и не обязательно в класс), вступал во взаимодействие с учениками в определенном состоянии, основные характеристики которого - стабильность, уверенность, желание находить новые возможности в контакте с каждым ребенком, интерес к содержанию своего предмета, а лучше - к этой реальности целиком, потому что учить нужно не предмету, а жизни. Если ученик видит такого учителя, он получает образец успешной самореализации, перенимает интерес и вкус к жизни.
В педагогике и психологии есть понятие «профессиональное выгорание». Наступление этого состояния многие связывают с экономическими проблемами и перегрузкой. Мой десятилетний опыт директорства дает основание полагать, что именно руководитель может стать мастером по профилактике профессиональной усталости. Я заметила, что сотрудники склонны реагировать на мое настроение. Если я быстро иду по коридору за какими-нибудь данными для очередного отчета, срок сдачи которого - вчера, а вид у меня напряженный, некоторые думают, что случилось что-то серьезное. Если я в учительской позволяю себе слабость пожаловаться хотя бы на шквал той же самой отчетности, учителя очень быстро присваивают и это мое состояние. Если я озвучиваю противоречия, которые меня тревожат, они вместе со мной теряют опоры и ощущают беспомощность и безысходность. Что они в этом случае понесут детям, расходясь со звонком по классам?
Вообще чаще всего я иду по коридору с улыбкой, и мне в ответ улыбаются и дети, и взрослые. И только сейчас я начинаю понимать, насколько это важно. Я как будто держу над ними волшебный зонтик, который защищает мою гимназию и ее обитателей от мыслей об экономических проблемах, быстро меняющихся нововведениях, угроз и опасностей. Это не значит, что мы живем в эйфории и убегаем от реальности, обо всем этом нужно говорить на совещаниях, планерках. Но нельзя допускать, чтобы страхи, тревоги и неуверенность в будущем стали доминирующим состоянием руководителя.
Пусть на стенде в учительской висят рукописные списки «Хорошие фильмы» и «Хорошие книги», куда учителя записывают то, что им понравилось, для других. Пусть моим подарком для каждого становятся особенные, очень гладкие камушки, собранные на побережье в Черногории, и пусть мы придумываем новые танцевальные номера к Последнему звонку - все это и есть тот удивительный зонтик, который я нарисовала в своем воображении. И пусть хорошая жизнь в гимназии станет для гимназистов образцом их будущей хорошей жизни.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область