В семинаре приняли участие заместители директора по учебной и учебно-воспитательной работе, учитель математики, учителя истории и обществознания, заведующий кафедрой истории в школе, главный методист по общественным дисциплинам Магаданского областного института повышения квалификации педагогических кадров. Все преподаватели с огромным интересом восприняли приезд тренеров из Москвы и Орла, но вместе с тем семинар также дал возможность обменяться существующим в области опытом в области гражданского образования.

Среди организаторов семинара были Ольга Веселяева, директор Российско-американского учебного бизнес-центра (Магадан), Ирина Ворончук, менеджер Российско-американского учебного бизнес-центра (Магадан), Татьяна Белянская, главный методист по общественным дисциплинам, Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров, Ольга Черненко, исполнительный директор АНО «Русско-американский центр» (Петропавловск-Камчатский). На открытии семинара выступили Владимир Бармин, заместитель начальника Управления образования администрации Магаданской области, и Геннадий Баранов, проректор по учебно-методической работе Магаданского областного института повышения квалификации педагогических кадров. Предлагаем уроки, разработанные участниками семинара.

Тема «Право на жизнь»

Авторы: И. Аврамова, Т. Акулова, И. Микуляк, Е. Глухова, Н. Хомич.

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

познакомиться с понятием «право человека на жизнь»;

проанализировать юридические документы по правам человека;

задуматься над сложностью проблемы реализации прав человека;

высказать собственное мнение по исследуемой проблеме.

Ход занятия

1 этап. Мозговой штурм.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: От кого (чего) зависит жизнь человека? Ответы учащихся записываются на доске (среди них могут быть следующие: родители, врачи, государство и т.п.).

Результаты могут быть оформлены в виде схемы.

2 этап. Деление на группы (5 групп): семья, государство, правоохранительные органы (суды), медицина, социологи

Задания группам:

Семья: Проанализировать текст письма в газету и высказать свое мнение о ситуации.

Письмо в газету «Расплата»: «...Мне под 60 лет, жене было столько же. Прожили вместе 30 лет. Я жил барином, она - слугой. Работала без отдыха, я не помогал, придирался к ней. Всему есть предел. Жена не выдержала, умерла. Я женился на молодой. Теперь уже я все делаю по дому. Однажды сердце не выдержало - инфаркт. В больницу ко мне никто не приходил, и я понял, что наступила расплата. Я пожинал то, что посеял».

В результате работы учащимся предлагается сформулировать «формулу» счастливой семьи.

Государство: Почему право на жизнь признается главным? Каким образом Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека защищают право человека на жизнь?

Здравоохранение (медицина): Является ли аборт (эвтаназия) нарушением права человека на жизнь?

Правоохранительные органы (суды): Учащимся предлагается познакомиться с материалом из «Книги ресурсов» (с. 73) и задаются вопросы: Каково отношение автора к проблеме смертной казни? Не нарушает ли смертная казнь право человека на жизнь? Каково Ваше отношение к данной проблеме?

Подыногин И. (г. Новокузнецк) «Почему бы их не казнить?» (письмо в редакцию журнала «Век ХХ и мир»)

Вот мой ответ на письмо А.Девяткина из г. Сумы «Пишу ночью».

Пишу днем - с ясной головой, после крепкого сна. Поэтому меня удивил контраст между первой частью письма А. Девяткина, где он желает как можно больше сделать для «людей в настоящем и детей в будущем», и второй частью, в которой протестует против смертной казни. Во-первых, никакой казни нет. Есть высшая мера наказания - лишение жизни. Считаю: чтобы люди в настоящем и дети в будущем не страдали от неисправимых мерзавцев, высшая мера наказания должна применяться. Не надо ссылаться на авторитет философа. В то время не было такого разгула преступности, ему не били физиономию хулиганы, его дочь не изнасиловали. А с нами и нашими детьми все может случиться. И побьют, и убьют, да вначале еще вдоволь наглумятся. И кто бьет-то? Чаще всего подонки и дети подонков. Так почему же их не лишать жизни? У них и жизни-то нет, а есть только цепь преступлений.

Игра в гуманность дозволительна высокопоставленным лицам. Она им никак не угрожает, а политический вес может повысить. Народу же эта «гуманность» боком обходится. Когда «гуманный» закон одним концом мягко гладит преступников, другим концом он жестоко бьет всех остальных.

Социологи: Проводят социологический опрос по следующим проблемам: Нужно ли запретить аборты? Каково отношение людей к смертной казни? Знаете ли Вы как государство защищает Вашу жизнь? Каково Ваше понимание счастливой семьи?

3 этап. Выступление групп. Обсуждение. По итогам учащиеся составляют определение понятия «право на жизнь», а также могут сравнить его с теми, которые даются в учебниках, словарях или других источниках.

4 этап. Учащиеся составляют Декларацию права на жизнь.

Тема «Преступление»

9 класс. Лабораторно-практический урок.

Авторы: Т. Атрощенко, Т. Борисова, Н. Потапова, И. Редькина, М. Трушникова, С. Харьковская.

В результате занятия учащиеся смогут:

научиться определять виды преступлений;

поработать в малой группе;

проанализировать статьи УК РФ;

отработать умения анализа и синтеза;

задуматься о важности применения своих знаний на практике.

1. Мотивационная часть.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему занятия. Для этого рассказывается отрывок из биографии Периандра Коринфского: «Тиран из Коринфа; был жестоким тираном; один из 7 мудрецов; у него было 2 сына: младший - толковый, а старший - слабоумный; жену свою он убил в припадке гнева, ударив ее беременную, потому что поверил наговору своих наложниц, которых впоследствии сжег заживо».

Учащиеся предлагают свои варианты названия темы занятия. В результате все-таки можно определить, что в первую очередь здесь говорится о преступлении, что и становится темой занятия.

2. Учитель рассказывает ситуацию или же читает статью из газеты с описанием преступления.

Статья в «Магаданской правде» «Пенсионера задушили проводом» (16 января 2004г.):

«В квартире выпивала компания, неожиданно здесь появилась еще одна группа граждан. По какой-то причине между ними возникла ссора, переросшая в массовую драку. Во время «разборки» один из изрядно потрепанных противостоянием участников потасовки 23-летний молодой человек несколько раз ударил противника кухонным ножом.

...А около 9 часов утра в отделении милиции пос. Сокол раздался телефонный звонок. Обеспокоенные жильцы дома по улице Королева сетовали на шум в одной из квартир. Прибывшие по указанному адресу стражи правопорядка застали в жилище двух молодых людей и ... труп 67-летнего пенсионера. Пожилого человека задушили электрическим проводом. А начиналось все как обычно. Двое приятелей - 18-летний Сергей и 15-летний Иван - пришли к знакомому мужчине, у которого иногда выпивали. Но после принятия алкоголя у молодых людей наступила стадия агрессии. Они принялись избивать хозяина квартиры. Однако этого, по их мнению, оказалось недостаточно. В дело пошел электрошнур. В настоящее время по данному факту ведется следствие».

Итоговый вопрос: Является ли это деяние преступлением и есть ли у него признаки преступления?

Затем на основании перечисленных признаков учащимся предлагается сформулировать определение понятия «преступление». Выделяются основные признаки преступления - общественная опасность (причинение вреда обществу или отдельным личностям), виновность, наказуемость, противоправность. Затем их внимание обращается к Уголовному кодексу и учебникам, где также дано это понятие. Предлагаются определения из различных словарей.

После этого предлагается выбрать наиболее удачное из всех определений и аргументировать свою точку зрения.

Затем учащимся предлагается выбрать вырезанную геометрическую фигуру - круг, треугольник, квадрат. По этому признаку формируются 3 группы.

На доске вывешивается алгоритм состава преступления. Группы определяют, является ли предложенная ситуация преступлением:

Ситуация 1. Гражданин Н. с женой возвращается домой с вечеринки, которая случилась у живущего на соседней улице приятеля. На углу к мирно шествующей паре начинает приставать пьяный господин, которому приглянулась супруга Н. Хулиган наносит удар мужу и хватает за руки женщину. Возмущенный супруг отталкивает хулигана, тот падает навзничь и ударяется о камень головой. Смерть наступила мгновенно...

Ситуация 2. Мальчик, 13 лет, балуясь с ружьем отца, тяжело ранит прохожего.

Ситуация 3. Вы входите в свой подъезд и обнаруживаете, что в квартиру одинокого соседа пытаются ворваться какие-то люди. Вы звоните в отделение милиции. Но голос в телефонной трубке вас успокаивает: вскрытие двери осуществляется по просьбе родственников вашего соседа, которые встревожены, что он не подходит к телефону.

Определяются категории преступлений: особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести, небольшой тяжести.

Затем проходит работа с Уголовным кодексом по группам. Предлагаются тесты:

1-я группа.

К преступлениям против порядка управления относятся:

А) Посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Б) Вымогательство.

В) Оскорбление представителя власти.

Г) Самоуправство.

К преступлениям против мира и безопасности человечества:

А) Экоцид.

Б) Геноцид.

В) Вооруженный мятеж.

Г) Диверсия.

Д) Публичные призывы к войне.

2-я группа.

К преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления относятся:

А) Получение взятки.

Б) Дача взятки.

В) Грабеж.

Г) Халатность.

Д) Злоупотребление должностными обязанностями.

Е) Шпионаж.

К преступлениям против правосудия относятся:

А) Заведомо ложный донос.

Б) Неуважение к суду.

В) Служебный подлог.

Г) Разглашение государственной тайны.

Д) Незаконное задержание, содержание под стражей.

3-я группа.

К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства относятся:

А) Шпионаж.

Б) Терроризм.

В) Разбой.

Г) Неправомерное завладение автомобилем.

Д) Диверсия.

Е) Государственная измена.

Ж) Разглашение государственной тайны.

З) Грабеж.

И) Бандитизм.

К) Вооруженный мятеж.

К преступлениям против жизни и здоровья относятся:

А) Убийство.

Б) Причинение вреда здоровью.

В) Побои.

Г) Истязания.

Д) Изнасилование.

Е) Клевета.

Ж) Хулиганство.

З) Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Тема «Выборы и избирательные системы». 11-й класс

Авторы: И. Широкова, Т. Обвинцева, А. Корауге, С. Колесник, О. Слепцова.

Эпиграф:

«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством»

Аристотель

В результате проведения занятия учащиеся смогут: назвать и охарактеризовать принципы, основные источники избирательного права и разновидности избирательных систем; проанализировать документы, составить сравнительные таблицы, получить опыт аргументированного отстаивания своей точки зрения.

Этап 1. Мотивация.

Учитель может рассказать короткую историю, которая может случиться в любом месте и в любое время: «Во время избирательной кампании 1996г. по выборам Президента РФ в одной из армейских частей командир выстроил на плацу солдат и сказал: «Кто голосует за Б.Н. Ельцина, ставит галочку против его фамилии. Кто против - ставит крестик напротив его фамилии. Всем понятно?»

Вторая ситуация - случай, который произошел в Албании после второй мировой войны. В условиях огромного числа малограмотного и неграмотного населения, для того чтобы обеспечить один из демократических принципов избирательного права - тайное голосование, - была придумана оригинальная процедура - голосование шарами. Пришедшие на выборах получали небольшой шар, зажимали его в кулаке и поочередно опускали руку в урны с фотографией каждого кандидата. Если они хотели проголосовать за одного из них, то разжимали кулак и бросали шар в урну, но для соблюдения тайного характера они должны были опустить руку в каждую урну.

Предложите учащимся высказать свое мнение по этим ситуациям. В итоге небольшого обсуждения можно прийти к выводу, что чем меньше подготовлены избиратели, тем легче ими манипулировать.

Затем учащимся предлагается назвать свои ассоциации, связанные с понятием «выборы». Учитель записывает все варианты и вместе с учениками определяются самые важные из них (с помощью голосования или при обсуждении). Одновременно вводится понятие «избирательное право» в широком и узком смысле.

Этап 2.

Предложите учащимся рассмотреть международные правовые стандарты избирательного права, правовые стандарты РФ и законы, регулирующие выборы в вашем субъекте Федерации. С этой целью разделите учащихся на 3 группы. Для деления на группы предлагается задание, в ходе которого учащиеся также смогут вспомнить признаки политических режимов - демократии, авторитаризма и тоталитаризма. Каждый учащийся получает листок с одной из характеристик и должен определить ту группу, к которой данная характеристика относится. Предлагаем варианты:

Демократический политический режим:

воля народа как источник власти;

права и свободы человека - основная ценность в государстве;

защита и гарантия законом прав меньшинств;

верховенство закона;

принцип разделения властей.

Авторитарный политический режим:

сильная власть одного человека или группы лиц;

опора на традиции и обычаи, сложившиеся в обществе;

опора на армию;

характерен для сложных переломных моментов истории;

сохраняется контроль над всеми сферами жизни общества, но допускается некоторая свобода в духовной сфере;

отчуждение народа от власти, неограниченная власть правителя.

Тоталитарный политический режим: жесткая диктатура; харизматический лидер; полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, вплоть до личной жизни; опора на идеологию, построенную на национальной или классовой ненависти; однопартийная система, сращивание партийного и государственного аппарата; милитаризация экономики и всей общественной жизни.

Каждой из 3 групп предлагается ответить на вопросы:

1. Каковы основные принципы избирательного права?

2. Каково содержание каждого из названных принципов?

Этап 3.

Группы представляют различные избирательные системы: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Первые 3 получают задание. 4-я группа экспертов.

1. Определить основной принцип избирательной системы.

2. Назвать, кто участвует в выборах.

3. Описать, как распределяются места по результатам голосования.

4. Привести примеры стран, где используется данная система.

5. Найти позитивное и негативное в использовании избирательной системы.

Группа экспертов на основе изучения различных видов избирательных систем составляет проект закона о выборах в органы школьного соуправления.

Франция.

Избирательный кодекс. 1986 г.

Выборы являются прямыми и всеобщими. Считаются избирателями француженки и французы, достигшие 18 лет, обладающие гражданскими и политическими правами и не попадающие под случаи недееспособности, установленной законом.

Депутаты избираются по ......?...... системе в два тура. Никто не может быть избран в первом туре, если он не получил:

Абсолютного большинства поданных голосов.

Количества голосов, равного четвертой части внесенных в списки избирателей.

- Во втором туре достаточно получения относительного большинства голосов.

- В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат.

Италия

Декрет президента Итальянской республики №361 от 30 марта 1957 г.

1. Палата депутатов избирается всеобщим прямым свободным и тайным голосованием по конкурирующим спискам кандидатов. Депутатские места распределяются между конкурирующими списками в избирательных округах на пропорциональной основе.

4. Участие в голосовании - обязанность, от которой никто не может уклониться.

14. Партии или организованные группы, намеренные выдвинуть списки кандидатов, направляют в министерство внутренних дел эмблему, под которой их списки будут представляться на избирательных округах.

18. В порядке очередности имена кандидатов вносятся в списки и нумеруются в возрастающем порядке арабскими цифрами.

Положение о выборах в Сенат республики. Закон №29 от 6 февраля 1948 г.

9. Выдвижение кандидатов в отдельных округах осуществляется по группам.

15. В выборах сенаторов участвуют лица, обладающие активным избирательным правом и достигшие 25-летнего возраста. (Замечание - в других видах выборов с 18 лет).

19. Областное избирательное бюро объявляет избранными тех кандидатов группы, которые в соответствии с выделенными каждой группе мандатами имеют наибольшие индивидуальные цифры.

Этап 4.

Учащимся предлагается по выбору одно из проблемных заданий, которое может быть получено группой путем случайного выбора.

Задание №1. Работа с текстом документа. Ответы на вопросы к тексту.

П. Сорокин «Закон об учредительном собрании» (1917г.)

«Избирательная система тем выше, чем правильнее она выражает физиологию страны. Пропорциональная система при наличности ряда условий может делать это лучше, чем мажоритарная. Поэтому я - сторонник ее. Но так как в России эти условия отсутствуют, то не исключен тот факт, что она даст искажение мнения народа больше, чем система мажоритарная. Поэтому приходится голосовать скорее за последнюю, чем за первую».

Вопросы:

1. Какие условия имел в виду П. Сорокин?

2. Согласны ли вы с позицией автора?

3. В чем схожа и в чем различается ситуация в России того времени и сегодняшняя?

Задание №2. Проблемный вопрос.

Стоит ли в субъектах РФ вводить смешанную систему выборов: не менее 50% депутатов выбираются по пропорциональной системе согласно этому избирательному законопроекту?

Задание №3. Проблемный вопрос.

Для того чтобы пропорциональная система функционировала, какими должны быть политические партии?

Задание №4. Проблемный вопрос.

Почему столько споров вызывает «избирательная география»? Что это такое и как она влияет на выборы?

Материал к заданию:

Избирательная комиссия может использовать 2 варианта определения избирательного округа для планирования результатов выборов:

1. Проводится опрос, и округа нарезаются из не граничащих между собой участков для того, чтобы обеспечить одному из кандидатов (или партии) необходимый перевес.

2. Противники партии (кандидата) могут распределяться между несколькими избирательными округами.

Этап 5.

Учащимся дается понятие «абсентеизм» для общего обсуждения и проблемное задание: высказывание Д. Нетана: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

Предлагается подумать, каковы мотивы неучастия граждан в выборах и каковы последствия такой пассивности граждан. Также учащиеся выражают свое согласие или несогласие с прозвучавшей фразой, аргументируя собственную позицию.

ТЕСТЫ

1. Что представляют из себя выборы в Российской Федерации?

1. Действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

2. Действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности.

3. Утверждение путем голосования определенных исполнительными органами власти лиц.

Ответ: 1

2. Какой из органов государственной власти Российской Федерации является законодательным?

1. Правительство РФ. 2. Федеральное Собрание. 3. Конституционный Суд.

Ответ: 2

3. О каком признаке демократических выборов идет речь в следующем тексте: «Все политические силы, все кандидаты на выборные должности имеют равное право вести предвыборную агитацию...»?

1. Методичность.

2. Конкурентность.

3. Элитарность.

Ответ: 2

4. Кого по закону выбирают в Российской Федерации?

1. Министров.

2. Депутатов Государственной Думы.

3. Президента.

4. Генерального прокурора.

5. Президентов республик в составе РФ.

6. Губернаторов краев и областей.

7. Членов Конституционного Суда.

8. Сотрудников исполнительных органов.

9. Депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Ответ: 2, 3, 5, 6, 9.

5. О каком признаке демократических выборов идет речь в следующем тексте: «Если не появляется возможность через определенные законом промежутки времени обновлять власти, то возникает угроза злоупотребления теми, кто находится у власти, своим положением»?

1. Периодичность.

2. Систематичность.

3. Конкурентность.

Ответ: 1.

6. Закончите следующее определение: «Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется...»

1. Пассивным избирательным правом.

2. Классическим избирательным правом.

3. Активным избирательным правом.

Ответ: 3.

7. Каковы основы российского избирательного права?

1. Всеобщее.

2. Прямое.

3. Принципиальное.

4. Элитарное.

5. Равное.

6. При открытом голосовании.

7. Эгалитарное.

8. При тайном голосовании.

Ответ: 1, 2, 5, 8.

8. При какой избирательной системе места в парламенте занимают представители партий, которые смогли преодолеть заградительный 5-процентный барьер?

1. При пропорциональной избирательной системе.

2. При селекционной избирательной системе.

3. При мажоритарной избирательной системе.

Ответ: 1.

9. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления?

1. Активным избирательным правом.

2. Пассивным избирательным правом.

3. Классическим избирательным правом.

Ответ: 2.

10. Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане РФ...»

1. Несовершеннолетние.

2. Старше 70 лет.

3. Бипатриды.

4. Признанные судом недееспособными.

Ответ: 1, 4.

Тема «Политические партии»

Авторы: О. Герасимова, И. Протопопова, Т. Шевченко, М. Мороз, Т. Зябликова, В. Земцова, Г. Маслова, А. Костенко.

В результате проведения занятия учащиеся смогут: определить истоки формирования политических партий, познакомиться с понятием «политическая партия», рассмотреть главные направления деятельности политических партий, получить опыт участия в диалоге, аргументирования собственного мнения, умения спорить и отстаивать свою позицию.

Форма урока: урок-практикум.

Основные понятия: политика, политическая партия, программа, политический лидер, популизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм.

1. Вводное слово учителя, посвященное истории создания политических партий.

2. Формирование групп. Названия политических партий записываются на доске, а затем каждому предлагается выбрать ту, которая ему представляется наиболее близкой.

3. Задание в группах. Работа с учебником и документами.

Задание 1-й группы: определить признаки политической партии.

Задание 2-й группы: определить главные направления деятельности политических партий.

Задание 3-й группы: определить виды политических партий.

Задание 4-й группы: рассмотреть основные политические идеологии: консервативную, либеральную, коммунистическую, социал-демократическую, националистическую.

На столах могут быть буклеты реальных политических партий и их программы. Учащимся предлагается определить основной лозунг политической партии, цель, принцип формирования, отношение к государственной власти, методы деятельности.

По итогам выступлений групп будет проведена общая дискуссия о политических партиях в современной России.

4. Подведение итогов занятия. Коллективное обсуждение. Оценка деятельности и самооценка.

Андрей ИОФФЕ, директор мобильных семинаров; Ольга ЧЕРНЕНКО, представитель Русско-американского центра Петропавловска-Камчатского