Форма организации учебной деятельности индивидуально-групповая.

Ход урока

1) Стадия вызова.

Дома школьники самостоятельно познакомились с текстом параграфа 17 «Граждановедение», 5 класс, Е. Королькова и поэтому рекомендуем начать урок с проверки домашнего задания, предложив письменно ответить на следующие вопросы из рабочей тетради:

Тест

(обведите кружочком букву правильного ответа):

1. Как называется первый документ, удостоверяющий личность гражданина:

а) паспорт;

б) свидетельство о рождении;

в) аттестат зрелости.

2. Как называется второй документ, удостоверяющий личность гражданина:

а) паспорт;

б) свидетельство о неполном среднем образовании;

в) аттестат о среднем образовании.

3. Где родители получают первый документ родившегося у них гражданина России:

а) в родильном доме;

б) в милиции;

в) в ЗАГСе.

4. Когда человек становится гражданином России:

а) с момента рождения;

б) со времени получения паспорта;

в) по окончании школы.

На выполнение задания отводится не более 5 минут.

Затем учитель переходит к устному опросу:

Зачем человеку нужно свидетельство о рождении?

Поскольку данный вопрос трудностей у пятиклассников не вызывает, то целесообразно спросить об этом одного-двух учащихся, другим школьникам можно предложить дополнить ответ, если в этом возникнет необходимость. Выслушав ответы, учитель задает проблемный вопрос:

Вы уже знакомы с 2-й главой Конституции Российской Федерации, в которой говорится о правах и свободах человека и гражданина. На основании этого документа подумайте и скажите:

а) может ли человек, родившийся в нашей стране и с первого мига своего появления на свет являющийся гражданином России, пользоваться всеми правами;

б) какие права особенно необходимы ребенку?

Для подготовки ответа пятиклассникам предлагается использовать учебник, где на стр. 69-71 помещены статьи 2 главы Конституции РФ. Ответ школьники готовят индивидуально, затем обсуждают его в группах в течение 10 минут. Первой отвечает группа, закончившая работу раньше других, учитель на доске записывает права, которые эти учащиеся считают важными для ребенка. Другие группы дополняют ответ.

2) Смысловая стадия.

Не комментируя и не оценивая доводы школьников, учитель предлагает им открыть учебник и найти на стр. 126 статьи «Конвенции о правах ребенка». Прежде всего учителю следует немного рассказать пятиклассникам об истории создания этого документа и только потом предложить учащимся выполнить следующее задание (работа индивидуальная):

Сопоставьте ваши ответы с теми правами, которые записаны в Конвенции, все ли права, необходимые ребенку, вы предусмотрели?

О каких правах ребенка вы не подумали?

Попробуйте объяснить, зачем ребенку нужны права, о которых вы не подумали. (На выполнение этой работы можно отвести 7-8 минут). Проверять и обсуждать выполнение данного задания необязательно, так как у каждого из учащихся были свои первичные представления.

3) Стадия рефлексии.

В заключительной части урока учитель предлагает школьникам, посовещавшись в группах не более 2-3 минут, ответить на вопрос:

Чем можно объяснить наличие в Конвенции о правах ребенка статьи 19?

Мнение учащихся учителю оценивать и комментировать необязательно, поскольку эти вопросы являются вызовом к домашнему заданию. Выслушав учащихся, посоветуйте им проверить правильность своих рассуждений, прочитав параграф 18.

Домашнее задание

1. Параграф 18.

2. Вопросы 1-6, 8 - устно.

3. Вопрос 7. Его выполнение на данном этапе заключается в сборе предварительных материалов о деятельности одной из общественных организаций (по выбору). Подготовить сообщение следует к повторительно-обобщающему уроку (то есть через три недели). Чтобы несколько облегчить задачу, учитель может:

1. Подсказать пятиклассникам те общественные организации, о которых они могут рассказать (например, Общество солдатских матерей или Общество зеленых).

2. Иметь материалы об этих организациях, чтобы облегчить работу пятиклассникам.

3. Проследить, чтобы в подготовке сообщений о каждой организации участвовали примерно одинаковое количество учащихся. В случае необходимости деликатно уговорить некоторых из них сменить тему.

Тема «Семья и закон»

Цель: дать первое представление о Семейном кодексе России.

К концу урока учащиеся должны: а) объяснять, когда и почему общество и государство имеют право решать внутренние проблемы семьи; б) знать и называть обязанности родителей; в) объяснять, в чем заключаются права и обязанности родителей и права и обязанности детей; г) рассказывать о существующих способах разрешения конфликтов, возникающих между детьми и их родителями. Форма организации учебной деятельности индивидуально-групповая.

Ход урока

1) Стадия вызова.

В начале урока необходимо выяснить, насколько хорошо пятиклассники усвоили материал параграфа 18, имеющий подзаголовки: «Почему понадобилось принимать Конвенцию» и «Что такое Конвенция». Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Почему понадобилось принимать Конвенцию о правах ребенка?

В чем главная идея конвенции?

Какие обязательства взяла на себя страна, подписавшая конвенцию?

В данном случае имеет смысл выслушать только одного ученика, остальные могут дополнить ответы товарища. В заключение следует отдельно разобрать статью 19 Конвенции о правах ребенка. Выслушав мнение 3-4 человек, остальным школьникам можно предложить собрать цифры и факты о положении детей в России и оформить стенд. При этом желательно подсказать, чтобы они собирали материал не только о детях из неблагополучных семей, а обо всех ребятах, чьи истории и семьи им покажутся интересными.

Подводя итог, учитель может сказать, что, к сожалению, не только в России, но и во многих странах мира далеко не все дети имеют семью и счастливое детство. Важно отметить, что Россия наряду со многими странами подписала Конвенцию о правах ребенка и стремится выполнять все пункты этого документа.

Переходом к следующей части урока может быть следующий вопрос: не кажется ли вам, что соблюдение всех пунктов конвенции может вступить в противоречие с 23-й статьей Конституции России, в которой сказано: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»?

Если следовать Основному Закону нашей страны, то получается, что никто не имеет права вмешиваться и защищать детей, воспитывающихся в семье, что бы с ними ни случилось.

Как по-вашему, не мешает ли эта статья Конституции защищать права ребенка?

Так как ответы учащихся достаточно кратки, то можно спросить все группы. Не комментируя высказанные мнения, учитель предлагает школьникам познакомиться теперь с материалом учебника.

2) Смысловая стадия.

Дети читают текст самостоятельно и готовят ответ на вопрос:

В каких случаях закон разрешает посторонним людям решать внутренние проблемы семьи? Выслушав ответы 2-3 групп (третьей предлагается высказать свою точку зрения в том случае, если предыдущие ответы не совпадали), учитель просит привести примеры нарушений членами семей существующих законов.

Общие выводы о правилах, когда посторонние люди имеют право решать внутренние проблемы семьи, записываются в тетрадь. Можно предложить пятиклассникам найти в тексте параграфа 18 предложение, в котором об этом говорится, и переписать его в тетрадь: «Закон может вмешиваться в дела семьи в том случае, если семейные правила нарушают принятые требования и законы страны».

Разбирая следующие части параграфа, учитель использует прием «учимся вместе». Поскольку текст подзаголовка «Документ о правах и обязанностях детей и родителей» большой, советуем разделить его на две части следующим образом: I часть - от начала и до абзаца, начинающегося предложением: «Запрещает Семейный кодекс и любые виды насилия над ребенком»; II часть - от названного предложения до конца.

В результате получится два, примерно одинаковых по размеру, отрывка, по которым две группы должны подготовить пересказ, третьей можно предложить для пересказа материал следующего подзаголовка «На что родители имеют право». В помощь учащимся желательно предложить вопросы, которые помогут им подготовить более полный рассказ.

Вопросы по первому отрывку

Как называется российский закон, в котором изложены основные права и обязанности родителей?

Что означает слово «кодекс»?

Что утверждает Семейный кодекс?

Что он обязывает делать родителей?

Вопросы по второму отрывку

Что запрещает Семейный кодекс родителям?

Какой вред наносят своим детям родители, не желающие заботиться о них?

Почему семьи, в которых не заботятся о детях, опасны для общества?

Как по закону можно наказать родителей, не желающих заботиться о своих детях?

Кто может их наказать?

Вопросы по третьему отрывку

Какие права есть у родителей?

Имеют ли право родители решать, с кем дружить или не дружить их ребенку?

Почему детям следует прислушиваться к мнению родителей?

Как нужно разрешать противоречия, возникающие между родителями и детьми?

На всю работу следует отвести 10-12 минут.

3) Стадия рефлексии.

Закончить урок целесообразно чтением отрывка из пьесы М. Метерлинка «Синяя птица». (Если будут желающие, то можно прочитать этот отрывок, разделив его между учащимися по ролям).

В конце урока советуем учителю проверить у нескольких учащихся подготовительные материалы к повторительно-обобщающему уроку (о положении детей в России).

Домашнее задание

1. Параграф 19.

2. Если на чтение текста «Синей птицы» времени не осталось, то он включается в домашнее задание.

3. Вопросы 2, 3 к отрывку из пьесы «Синяя птица».