Два года назад в Южном округе появилась первая группа претендентов на роль омбудсмена в наших школах. В нее вошли 20 человек. В течение года мы постигали премудрости этой работы. Мы, по существу, и стали реализаторами этой программы в своих школах.

С чего я начинала? Прежде всего - с распространения правовой культуры среди учителей, учеников и родителей. Помогала проводить в жизнь те правила и школьные законы, которые раньше игнорировались, на которые меньше всего обращалось внимание. На самом видном месте появился стенд омбудсмена, на котором разместились все документы, принятые управлением образовательного округа. Это приказы о разгрузке детей, об использовании санитарных норм, постановление, определяющее количество часов, затрачиваемых на выполнение домашнего задания, а также о программе по сбережению здоровья детей.

Поскольку для большинства людей это дело совершенно новое, пришлось вести большую разъяснительную работу: на классных собраниях, на встречах с родителями. Во время таких обсуждений собирались предложения, которые затем должны были составить свод правил школьной жизни.

В итоге были приняты правила, утвержденные советом школы, в который входят ученики, учителя, родители. И тогда все стали по ним жить.

Потом состоялись выборы омбудсмена на альтернативной основе при тайном голосовании. При подготовке к ним два кандидата выступили со своими программами. Совет школы утвердил итоги голосования. Затем я (за меня больше всего отдано голосов) в торжественной обстановке дала клятву добросовестно защищать права всех участников образовательного процесса.

И естественно, передо мной встала задача: с чего необходимо начинать? Ясно было, что нужно прежде всего определить круг проблем, которые возникают, которые нужно срочно решать, установить, что больше всего тревожит и детей, и взрослых. А изучив все это, наметить перспективу работы школы в этом направлении.

Многое прояснилось благодаря проведенному анкетированию. Здесь потребовалось участие психологов, социальных педагогов. Появилась хорошая традиция устраивать время от времени открытый микрофон. 10 декабря, в годовщину принятия Декларации прав человека, каждый перед микрофоном может заявить о своих претензиях к администрации, о том, что его права нарушаются. В течение нескольких секунд нужно озвучить какую-то одну проблему, которая больше всего волнует ученика, сообщавшего о ней. Чаще всего звучали такие предложения и жалобы: поменьше задавать уроков, не задерживать после звонка, призвавшего на перемену, недовольство некорректным отношением учителей. На этой акции присутствовала вся администрация. Все высказывания фиксировались. На некоторые вопросы Альбина Сергеевна отвечала тут же.

Интересно прошел конкурс плакатов на правовые темы «Рисуем свои права». Рисунки детей тоже помогли высветить целый ряд проблем. Вместе с психологом мы проводим цветовое тестирование настроения. Ребята выбирают один из пяти цветов в начале занятий и после. По ним мы можем судить, с каким настроением дети приходят в школу, с каким из нее уходят. Из этих разноцветных карточек мы составляем эмоциональный фон школы. Проводятся классные часы по правам человека, по Конвенции о правах ребенка. В итоге значительно повысилась правовая грамотность всех участников образовательного процесса.

Прошло всего два года с тех пор, как я стала исполнять обязанности омбудсмена. Что я могу посоветовать тем школам, где только еще собираются ввести эту должность? Она, безусловно, необходима, и прежде всего детям как менее защищенной части нашего школьного населения. Мне кажется, что ребята в последнее время чувствуют себя более уверенно, они знают, куда они могут обратиться, если назревает конфликт с учителем или с одноклассником. Многим достаточно того, чтобы прийти ко мне и рассказать о своей проблеме.

Лариса СКОРОХОДОВА, учитель граждановедения, Москва