По большому счету, основное, что делает менеджер в своей повседневной работе (и особенно это относится к профсоюзным лидерам), - общается с людьми. Исследователи утверждают, что руководители организаций (государственных, общественных, коммерческих) большую часть своего времени (около 75‑95%) тратят именно на коммуникации. Не требует доказательств тот факт, что налаженные коммуникации необходимы для эффективного управления, а качество обмена информацией прямо влияет на степень реализации целей организации. И здесь для авторитета лидера организации и людей, которые ее представляют, главным выступает мастерство владения коммуникацией.
Термин «коммуникация» образован от латинского «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Практически во всех европейских языках слово «коммуникация» является синонимом слова «общение». Близки по смыслу эти слова и в русском языке, а некоторые их производные даже являются полными синонимами, например, коммуникабельный - общительный.
Между тем понятие коммуникации давно стало интердисциплинарным. Оно присутствует не только в социальной психологии, социологии, но и в теории управления, кибернетике и других науках. В данном случае мы рассматриваем коммуникацию как функцию управления, направленную на эффективное регулирование совместной эффективной деятельности многоуровневой организации.
Существующие представления о коммуникативных процессах любой организации построены на следующей трактовке коммуникаций:
    коммуникация (единовременный акт) - процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего;
    коммуникации (коммуникационный процесс) - обмен информацией между сторонами.
Основной целью коммуникационного процесса служит обеспечение понимания информации, поступающей к объекту коммуникации посредством обмена и общения.
Коммуникационные процессы можно представить по объективным основаниям:
    по характеру общения - межличностные, деловые, социальные;
    по масштабу взаимодействия - групповые, корпоративные, массовые;
    по содержанию - образовательные, культурные, идеологические;
    по времени протекания - краткосрочные, долгосрочные, постоянные;
    по пространству - локальные, региональные, межгосударственные.
По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать следующим образом:
    организационные: внешние (коммуникации организации с внешней средой), внутренние (между подразделениями и уровнями управления);
    межличностные: формальные, неформальные.
Коммуникации в организации или группе выполняют несколько функций, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:
    информативная - передача сведений, необходимых для принятия решений, для идентификации и оценки возможных вариантов решений;
    мотивационная - побуждение членов организации к исполнению и улучшению работы при помощи методов управления (административных, экономических, психологических);
    контрольная - отслеживание исполнения различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
    экспрессивная - эмоциональное выражение чувств, переживаний, отношения к происходящему и удовлетворение социальных потребностей.
Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи информации, но также ее восприятие, понимание и усвоение с последующим принятием каких-либо решений.
Формула коммуникации проверена тысячелетиями и со времен Аристотеля (оратор - речь - аудитория) неизменна. Сегодня она звучит почти так же: адресант (отправитель) - сообщение - адресат (получатель, или реципиент). Модель, казалось бы, простая. Что же мешает эффективной передаче информации и достижению целей коммуникации?
Здесь есть множество факторов - как объективных, так и субъективных. Это первоочередность выстраивания организацией внешних коммуникаций в ущерб внутренним (хотя, поскольку члены организации являются не только потребителями, но и источниками информации, внутренние коммуникации, по существу, должны быть в приоритете); некачественно сформулированное сообщение; незнание целевой аудитории, игнорирование ее запросов и потребностей; ошибочно выбранный канал, время и способ передачи информации и ее периодичность; большой объем поступающей информации; отсутствие оперативной обратной связи…
Список можно продолжать, но сегодня мы обозначим лишь ключевые причины неэффективных межличностных и организационных коммуникаций.
(См. таблицы 1 и 2.)
Подводя итог, стоит еще раз подчеркнуть, что коммуникация - это связующий процесс, необходимый для любого управленческого действия. А это значит, что в нашей повседневной работе необходимо четко определять цели коммуникации, обладать всеми необходимыми навыками коммуникативных действий, способствующих формированию корпоративной общности членов организации и чувства сопричастности к достижению общих целей.
Надеемся, что наша рубрика «PR-кон­суль­та­ция» поможет коллегам в ежедневной работе. Дорогие читатели! Ждем ваших вопросов, предложений по публикациям, статей с описанием практического опыта по адресу profsouz2@mail.ru с темой письма «PR-консультация».