Если мир меняется, то и образование должно меняться вместе с ним. Многие образовательные учреждения осознают этот факт и стараются перестроить свою деятельность в соответствии с теми возможностями, которые дают новые технологии. Заимствование идеи из мира бизнеса, для того чтобы запустить какие-то новые для себя процессы, явление нередкое. Постепенно уходит бумажная рутина, уступая место электронным средствам работы с данными. Технологии могут стать катализатором улучшения учебного процесса. Если многие люди с удовольствием пользуются гаджетами, почему бы не сделать их инструментом образования? Но культура инноваций означает не только принятие новых технологий и изменение способов обучения. Она означает понимание того, что ценности во внешнем мире постоянно меняются. Значит, и образование должно меняться, чтобы оправдывать ожидания учащихся, которые, конечно, хотят быть востребованными в современном мире.
Количество контактов и связей между различными структурами в образовании растет, и технологии влияют на это двумя способами. Во-первых, не пользоваться технологиями становится невозможно, а пользоваться зачастую дорого. Поэтому учебные заведения начинают диалог между собой и с производителями образовательных технологий, чтобы договориться о выгодных условиях и влиять на конечный продукт. Во-вторых, все начинают активнее делиться данным. В Сеть выкладываются конспекты уроков, методические рекомендации, записи занятий. В итоге это выгодно всем: и коллегам, и ученикам. Разрабатываются различные платформы https://newtonew.com/discussions/shkola-blogerov, которые объединяют учебные заведения в социальные сети и позволяют быстро обмениваться профессиональным опытом.
Технологии дают возможность работать с большими объемами данных, по каждому учащемуся можно вести подробную базу данных, чтобы корректировать индивидуальный план обучения и делать выводы о системе образования в целом. Это смещает фокус внимания с итоговых оценок на промежуточные результаты, которые оказываются гораздо важнее для выстраивания стратегии обучения. Так как эти данные доступны не только учителям, но и обучающимся, по последние получают больше самостоятельности и возможностей для самоконтроля.
Развитие онлайн-обучения повлияло и на практику обучения офлайн. Благодаря информационным технологиям стала распространяться модель «перевернутого класса» и появились различные формы смешанного обучения. Смешанное обучение объединяет лучшее: возможность свободно распределять время и усилия, получать знания неограниченно за пределами классной комнаты и преимущества работы с преподавателем лицом к лицу. Современная тенденция такова, что все больше учебных заведений делает ставку на новые технологии и традиционное личное «наставничество». Традиционная модель, когда преподаватель стоит перед аудиторией, больше не может быть естественной. Когда вы используете в классной комнате технологии, пространство вынуждено приспосабливаться под новый формат работы, поэтому учебные заведения начинают менять его так, чтобы обучающиеся могли работать с электронными устройствами и больше взаимодействовать друг с другом. Библиотеки и другие помещения в учебных заведениях - холлы, коридоры - превращаются в места для индивидуального обучения, в которых удобно работать со своими портативными устройствами.
Всероссийский проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» дает возможность создавать единый портал для размещения всех типов онлайн-курсов, объединять существующие платформы электронного образования, формировать свое цифровое портфолио, которое можно будет предъявить, например, потенциальному работодателю. Проект «Рабочие кадры для передовых технологий» позволяет увеличить численность квалифицированных рабочих кадров, дает возможность внедрять во всех образовательных учреждениях новейшие методики обучения и проверки знаний.
Ярким подтверждением образовательных трендов являются действующие московские проекты «Карьерный навигатор», «Профессиональные кадры», «Москва - позитивное пространство». Проекты направлены на совершенствование системы среднего профессионального образования. Это обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики, организация мероприятий по профориентации для обучающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, выявление творческих способностей, развитие позитивных профессиональных мотиваций и содействие трудоустройству, консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования. Проекты среднего профессионального образования включают мероприятия по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями.
Американский философ Джон Дьюи говорил: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Светлана НЕКРЕСТЬЯНОВА, директор Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А.А.Николаева